Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Черный цвет масла в двигателе

Во время эксплуатации мотора масло постепенно меняет свой цвет и становится более тёмным, а иногда и чёрным. Многих это пугает и вызывает опасения. На самом деле почернение масла — это естественный процесс. Иногда он происходит быстрее, иногда медленнее. Но почему он вообще происходит? Из-за следующих причин:

  • в смазке мало щелочной присадки;
  • изношена поршнева группа, из-за чего в смазку попадает большое количество продуктов сгорания и окисления топлива;
  • перегревается мотор, что приводит к закипанию масла. В результате разрушаются присадки и смазка темнеет;
  • смазочный материал плохого качества. Это обычно бывает, когда его покупают на стихийных рынках или у подозрительных продавцов;
  • наоборот, используется качественный смазочный материал, который быстро и тщательно промывает загрязнённый двигатель.

Дело в том, что во время работы двигателя масло постоянно движется, при этом оно собирает нагар, оксиды, другой мусор и приносит его в картер. Такая очащающая способность масла обусловлена наличием в нём различных присадок. В зависимости от марки используемой смазки будет разным и количество присадок в ней, а каждая из них будет выполнять свою роль:

  • уменьшение трения;
  • увеличение вязкости;
  • контроль температурных свойств и другие.

Одна из используемых в смазке присадок — щелочная. Она позволяет удалять химические вещества, попавшие в мотор, уменьшает вероятность появления осадков, удаляет образовавшиеся нагар и грязь. Если в используемом масле будет мало щёлочи, то двигатель быстрее износится, быстрее образуется большое количество нагара и различных отложений.

Видео: причины быстрого потемнения масла в двигателе

Влияние щелочных присадок на цвет машинного масла

Каждая марка современной смазочной жидкости имеет в своем составе присадки, призванные выполнять разнообразные задачи:

  • снижение силы трения;
  • корректировка температурных характеристик смазки;
  • устойчивость против коррозии;
  • регулирование кислотно-щелочного баланса.

Щелочные присадки, входящие в состав моторных смазочных материалов, являются важными элементами, способствующими появлению следующих эффектов:

  • входят в реакцию с кислотами, образующимися в масляной системе, нейтрализуя и выводя их;
  • не допускают образования лакового нагара;
  • способствуют выходу грязи и мусора.

Недостаточное количество щелочных включений приводит к быстрому износу моторов, появлению вредных отложений, усложняющих прохождение смазочной жидкости по специальным каналам к трущимся поверхностям и создающих эффект «масляного голодания».

При скоплении отложений нарушается температурный режим внутри силового агрегата, ведущий к локальным перегревам, разрушению распределительного вала и других рабочих деталей и узлов.

При длительном использовании смазочных материалов, насыщенных щелочными присадками, снижается их эффективность в результате старения. При активном снижении эффективности присадок почерневший состав необходимо полностью заменить, чтобы не допустить ускоренного износа деталей и узлов двигателя.

  • Форум oil-club.ru

Изменение свойств масла в работающем двигателе

Основные изменения свойств в работающем двигателе происходят по следующим причинам:

  1. высокотемпературные и окислительное воздействие;
  2. механохимические преобразования компонентов масла;
  3. постоянное накопление:
  • продуктов преобразования масла и его компонентов;
  • продуктов сгорания топлива;
  • воды;
  • продуктов износа
  • загрязнений, попадающих в виде пыли, песка и грязи.

Окисление

В работающем двигателе горячее масло постоянно циркулирует и контактирует с воздухом, продуктами полного и неполного сгорания топлива. Кислород воздуха ускоряет окисление масла. Этот процесс происходит быстрее в маслах склонных к пенообразованию. Металлические поверхности деталей выступают в роли катализаторов процесса окисления масла. Масло нагревается, соприкасаясь с нагретыми деталями (в первую очередь, с цилиндрами, поршнями и клапанами), что значительно ускоряет процесс окисления масла. Результатом могут стать твёрдые продукты окисления (отложения).

На характер изменения масла в работающем двигателе оказывают влияние не только химические превращения молекул масла, но и продукты полного и неполного сгорания топлива, как в самом цилиндре, так и прорвавшиеся в картер.

Влияние температуры на окисление моторного масла.

Выделяются два вида температурного режима двигателя:

  • работа полностью прогретого двигателя (магистральный режим).
  • работа не прогретого двигателя (частые остановки автомобиля).

В первом случае наблюдается высокотемпературный режим изменения свойств масла в двигателе, во втором — низкотемпературный. Существует множество промежуточных условий работы. При определении уровня качества масла, моторные испытания проводятся как в высокотемпературном, так и в низкотемпературном режимах.

Продукты окисления и изменениехарактеристик моторного масла.

Кислоты (aсides). Наиболее существенными продуктами окисления масла являются кислоты. Они вызывают коррозию металлов, а на нейтрализацию образующихся кислот расходуются щелочные присадки, вследствие чего ухудшаются диспергирующие и моющие свойства и сокращается ресурс работы масла. Возрастание общего кислотною числа, TAN (total acid number) является основным показателем образования кислот.

Углеродистые отложения в двигателе (carbon deposits). На горячих поверхностях деталей двигателя образуются разнообразные углеродистые отложения, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла. Различают три вида отложений:

  • нагар,
  • лак,
  • шлам.

Необходимо подчеркнуть, что образование и накопление отложений на поверхности деталей двигателя является результатом не только недостаточной окислительной и термической стабильности масла, но и недостаточной его моющей способности. Поэтому износ двигателя и снижение ресурса масла является комплексным показателем качества масла.

Нагар (varnish, carbon deposits) это продукты термической деструкции и полимеризации (cracking and polymerisation) масла и остатков топлива. Он образуется на сильно нагретых поверхностях (450° — 950°С). Нагар имеет характерный черный цвет, хотя иногда может быть белого, коричневого или другого цвета. Толщина слоя отложении периодически изменяется — когда отложений много, ухудшается отвод тепла, повышается температура верхнего слоя отложений и они сгорают. Меньшее количество отложений образуется в разогретом двигателе, работающем по нагрузкой. По структуре, отложения бывают монолитными,плотными или рыхлыми.

Нагар оказывает отрицательное влияние на работу и состояние двигателя. Отложения в канавках поршня вокруг колец препятствуют их движению и прижиманию к стенкам цилиндра (заклинивание, залипание, прихватывание колец (ring sticking). В результате заклинивания и затруднения движения колец, они не прижимаются к стенкам и не обеспечивают компрессию в цилиндрах, мощность двигателя падает, возрастает прорыв газов в картер и расход масла. Прижимание колец отложениями к стенкам цилиндра приводит к чрезмерному износу цилиндров (excessive wear).

Читать еще:  Накладка заднего бампера гранта

Полирование стенок цилиндров (bore polishing) — отложения на верхней части поршней (piston top land) полируют внутренние стенки цилиндров. Полировка препятствует удержанию и сохраняемости масляной пленки на стенках и значительно ускоряет скорость износа.

Лак (lacquer). Тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества от коричневого до черного цвета, который образуется на умеренно нагретых поверхностях вследствие полимеризации тонкого слоя масла в присутствии кислорода. Лаком покрываются юбка и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров. Лак значительно ухудшает отвод тепла (особенно поршня), снижает прочность и сохраняемость масляной пленки на стенках цилиндров.

Отложения в камере сгорания (combustion chamber deposits) образуются из частиц углерода (кокса), в результате неполного сгорания топлива и солей металлов входящих в состав присадок в результате термического разложения остатков масла попадающих в камеру. Эти отложения накаляются и вызывают преждевременное возгорание рабочей смеси (до появления искры). Такое зажигание называется преждевременным или калильным зажиганием (preignition). Это создает дополнительные напряжения в двигателе (детонация), что приводит к ускоренному износу подшипников и коленчатого вала. Кроме того, перегреваются отдельные части двигателя, снижается мощность, повышается расход топлива.

Засорение свечей зажигания (spark plug fouling). Отложения, скопившиеся вокруг электрода свечи, замыкают искровой промежуток, искра становится слабой, зажигание — нерегулярным. В результате этого снижается мощность двигателя и повышается расход топлива.

Смолы, шлам, смолистые отложения (осадки) (resins, sludge, sludgy deposits) в двигателе шлам образуется в результате:

  • окисления и других превращений масла и его компонентов;
  • накопления в масле топлива или продуктов разложения и неполного сгорания;
  • воды.

Смолистые вещества образуются в масле в результате его окислительных превращений (сшивания окисленных молекул) и полимеризации продуктов окисления и неполного сгорания топлива. Образование смол усиливается при работе недостаточно прогретого двигателя. Продукты неполного сгорания топлива прорываются в картер двигателя при продолжительной работе на холостом ходу или в режиме стоп-старт. При высокой температуре и интенсивной работе двигателя, топливо сгорает полнее. Для уменьшения смолообразования и моторные масла вводятся диспергирующие присадки, которые предотвращают коагуляцию и осаждение смол. Смолы, углеродистые частицы, водяной пар, тяжелые фракции топлива, кислоты и другие соединения конденсируются, коагулируют в более крупные частицы и образуют в масле шлам, т.н. черный шлам (black sludge).

Шлам (sludge) — это суспензия и эмульсия в масле из нерастворимых твердых и смолистых веществ от коричневого до черного цвета. Состав картерного шлама:

  • масло 50-70%
  • вода 5-15%
  • продукты окисления масла и неполного сгорания горючего, твердые частицы — остальное.

В зависимости от температуры двигателя и масла, процессы шламообразования несколько различаются. Различают низкотемпературный и высокотемпературный

Низкотемпературный шлам (low temperature sludge). Образуется при взаимодействии в картере прорывных газов, содержащих остатки топлива и воды, с маслом. В не прогретом двигателе вода и топливо испаряются медленнее что способствует образованию эмульсии, которая впоследствии превращается в шлам.Образование шлама в картере (sludge in the sump)является причиной:

  • возрастания вязкости (загустения) масла (viscosity increase);
  • закупоривания каналов системы смазки (blocking of oil ways);
  • нарушение подачи масла (oil starvation).

Образование шлама в коробке распределительного механизма (rocker box) является причиной недостаточной вентиляции этой коробки (foul air venting). Образовавшийся шлам является мягким, рыхлым, однако при нагреве (при продолжительной поездке)становится твердым и хрупким.

Высокотемпературный шлам (hightemperature sludge). Образуется в результате соединения междусобой окисленных молекул масла под влиянием высокой температуры. Увеличение молекулярной массы масла приводит к повышению вязкости.

В дизельном двигателе образование шлама и увеличение вязкости масла вызывается накоплением сажи. Образованию сажи способствуют перегрузки двигателя и увеличение жирности рабочей смеси.

Расход присадок. Расход, срабатывание присадок является определяющим процессом снижения ресурса масла. Наиболее важные присадки моторного масла — моющие, диспергирующие и нейтрализующие, расходуются на нейтрализацию кислотных соединений, задерживаются в фильтрах (вместе с продуктами окисления) и разлагаются при высоких температурах. О расходе присадок косвенно можно судить по уменьшению общего щёлочного числа TBN. Кислотность масла повышается вследствие образования кислотных продуктов окисления самого масла и серосодержащих продуктов сгорания топлива. Они реагируют с присадками,щелочность масла постепенно уменьшается что приводит к ухудшению моющих и диспергирующих свойств масла.

Влияние увеличения мощности и форсирования двигателя. Противоокислительные и моющие свойства масла особенно важны при форсировании двигателей. Бензиновые двигатели форсируются путем увеличения степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала, а дизельные — увеличением эффективного давления (в основном при при помощи турбонаддува) и частоты вращения коленчатого вала. При увеличении частоты вращения коленчатого вала на 100 оборотов в минуту или при повышении эффективного давления на 0,03 Мпа, температура поршня увеличивается на 3°С. При форсировании двигателей обычно уменьшают их массу, что приводит к увеличению механических и тепловых нагрузок на детали.

Моторные масла «Автомобильные смазочные материалы и специальные жидкости» НПИКЦ, Санкт Петербург. Балтенас, Сафонов, Ушаков, Шергалис.

Как предупредить проблему?

Перед каждой эксплуатацией автомобиля необходимо проверять не только количество смазки, но и её состояние. Почерневшее масло разительно отличается от нормального, а также имеет другую структуру, что можно почувствовать, растерев его пальцами. Наличие соринок, мелкого мусора, чужеродных примесей недопустимо для масляной системы машины. Такую смазку необходимо срочно менять, а вместе с ней и масляный фильтр. Чтобы улучшить работу мотора, после замены масла стоит качественно промыть систему.

Чтобы промыть систему без последствий для мотора используют специальные промывочные масла, на которых следует проехать определённое время. Ни в коем случае нельзя использовать современные жидкости, инструкция к которым обещает очистить мотор и масляную систему всего за несколько минут. Подобные промывки содержат в своём составе слишком тяжёлые химические элементы, которые скорее приведут к более быстрому износу двигателя, чем очистят систему.

Читать еще:  Масло роснефть в коробку отзывы

Обязательно посмотрите видео:

На каждый автомобиль существует своё руководство по эксплуатации, в котором указаны точные параметры той смазочной жидкости, которая лучше всего подойдёт к мотору. Не стоит пренебрегать советами производителей, делая уклон в сторону снижения стоимости. Впоследствии это отразиться на двигателе, капитальный ремонт которого потребует существенного вложения средств. При выборе смазочной жидкости обращать внимание стоит не только на щёлочную составляющую, но и на вязкость. Неподходящая вязкость масла приведёт к перегреву двигателя.

От чего чернеет масло в двигателе авто. Перечень причин от экспертов

Часто автолюбители, проверяя уровень масла в автомобиле, замечают на конце щупа жидкость черного цвета, пишут СМИ.

Возникает вполне резонный вопрос: от чего чернеет масло в двигателе, что является причиной, и какой вред это может принести автомобилю. Ответы на эти и многие другие вопросы дали эксперты.

Естественные причины

Автомобильная смазка не должна чернеть сразу после замены, это является признаком возможной неисправности двигателя. Но в то же время, моторное масло должно темнеть с течением времени. Ведь одно из его основных функций – очищение двигателя от вредных продуктов износа, возникающих в процессе эксплуатации.

Автомобильная смазка не должна чернеть сразу после замены, это является признаком возможной неисправности двигателя. Но в то же время, моторное масло должно темнеть с течением времени. Ведь одно из его основных функций – очищение двигателя от вредных продуктов износа, возникающих в процессе эксплуатации.

Основными загрязнителями смазки при нормальных условиях эксплуатации являются:

  • Нагар, возникающий при сгорании автомобильного топлива. Этот нагар смывается после оседания на стенках цилиндра.
  • Продукты износа трущихся частей. Высококачественное масло должно обладать способностью смывать этот вид загрязнения.

Поэтому следует насторожиться, если пришло время замены масла, а оно выглядит таким же чистым, как и во время заливки. Это значит, что оно не справилось со своей моющей функцией и вся грязь, образовавшаяся в процессе эксплуатации авто, осталась внутри двигателя.

Использование некачественного топлива

Если на вопрос, почему масло в двигателе быстро чернеет при езде на бензине, может быть много ответов, то на дизеле ситуация иная. Дизельное топливо, даже самого высокого качества, не полностью сгорает в топливной камере. Из-за этого смазочная жидкость вбирает нагар и копоть все больше и чаще.

Если хорошая смазка на бензине чернеет к 2 – 3 тысячам пробега, то на дизеле считается нормой, если она потемнеет уже к первой тысяче пробега.
Но даже на бензиновых двигателях масло быстрее меняет цвет, если залито некачественное топливо. Ведь одна из основных функций этой жидкости, помимо смазки – очищение.

Если залито некачественное топливо, то остатки его сгорания конденсируются в большем количестве, чем обычно. Поэтому маслянистый состав, смывающий их, темнеет быстрее. Время эксплуатации автомобильной смазки резко снижается, если регулярно ездить на некачественном топливе.

Подделки

Еще одна причина, почему быстро чернеет масло в бензиновом двигателе – поддельный продукт. К сожалению, автомобильная смазка является популярным расходником и лакомым куском для фальсификаторов.

Подделка не обладает достаточными свойствами и в ней отсутствуют нужные присадки. Как итог, силовые элементы мотора начинают быстрее изнашиваться и выделять продукты разрушения, от чего автосмазочная жидкость быстро темнеет. Менять тон поддельная жидкость может также по причине своей нестабильности: она не так защищена от перегрева, быстро окисляется, не имеет повышенных эксплуатационных свойств.

Перегрев масла

Когда мотор часто эксплуатируется на высоких оборотах или с повышенной нагрузкой, охлаждающая система автомобиля может не справляться с таким режимом работы. В этом случае двигатель и все жидкости, циркулирующие в нем, начинают перегреваться. Если довести масло до высоких температур, оно начинает закипать, темнеть и даже может загустеть.
Особенно опасным для этой жидкости является регулярный перегрев. В этом случае оно теряет значительную часть своих моющих и смазывающих функций, что может привести к заклиниванию движущихся частей, таких как коленвал или поршни.

Попадание картерных газов

Автомасло может поменять свой цвет из-за прорыва газов в картер. В этом случае автомобиль характеризуется увеличенным расходом топлива и повышенным расходом смазки. Кроме этого смазка начинает вбирать в себя содержащиеся в газе примеси, поэтому быстро чернеет. Решением проблемы может быть расточка гильз цилиндра и последующая замена поршневых колец.

Отдельно стоит заметить, что такая ситуация больше характерна для старых автомобилей, либо для моторов, часто работающих на предельных нагрузках.

Зольность масла

В двигателе внутреннего сгорания любое автомобильное масло от высоких температур начинает выгорать. Зольность показывает, какое количество несгораемых остатков содержится в автомобильной смазке. Чем выше показатель, тем большее количество золы останется на стенках цилиндра, что, конечно же, не очень хорошо.

Но чем ниже зольность, тем выше щелочное число масла. Такой продукт быстрее очищает мотор, и его замену нужно будет производить также часто. Высокощелочное масло с низкой зольностью рекомендуют менять каждые 5 – 6 тыс. км, потому что к этому времени оно вбирает себя всю грязь от эксплуатации автомобиля и становится черным. Поэтому при покупке надо выбирать среднее значение зольности, а еще лучше – придерживаться рекомендаций производителя вашего автомобиля.

Смешение с продуктами сгорания

Если маслосъемные кольца ослабли, либо пробита прокладка головки бока цилиндров, это еще одна причина, от чего чернеет масло в двигателе. Ведь в этом случае продукты сгорания будут интенсивно смешиваться со смазкой. Если автомобиль работает на обогащенной топливо-воздушной смеси, которая сгорает не полностью, то помимо продуктов сгорания, смазка может смывать остатки бензина. Топливо, попадающее в масло, разжижает и окисляет его.

Читать еще:  Проверка утечки на авто мультиметром

Одна из причин почернения масла пробитая головка блока цилиндров

От этого смазка быстро темнеет, окисляется и утрачивает часть своих полезных свойств. Это может явиться причиной серьезной поломки двигателя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Масло в моторе быстро почернело

Как уже было сказано, потемнение масла указывает на то, что оно работает, то есть активно очищает мотор от загрязнений. При этом также бывает, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похожим на мазут. В этом случае данному моменту стоит уделить особое внимание и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.

  1. В самом начале необходимо извлечь масляный щуп и вытереть с него масло чистой тряпкой. Остатки черных разводов укажут на то, что смазочный материал в двигателе угарает. Причиной может быть значительный износ ЦПГ, то есть масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо также стекает в катер двигателя, разжижая смазку. В результате рабочая жидкость смазочной системы ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, быстрое почернение масла указывает на наличие проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности мотора, дымность выхлопа, затрудненный пуск на холодную и т.д.
  2. Второй причиной, которая объясняет, почему масло в дизельном двигателе быстро чернеет или происходит почернение смазки в бензиновом агрегате, является перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит в случае, если мотор постоянно эксплуатируется в тяжелых режимах на высоких оборотах и максимальных нагрузках. Также масло перегревается тогда, когда изначально был неправильно подобран смазочный материал по характеристикам вязкости. Фактически, происходит закипание, смазка становится однородной массой черного цвета.

Помните, дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным поломкам силового агрегата в случае отсутствия уже имеющихся неполадок, а также дополнительным проблемам при откладывании ремонта и замены смазки на агрегатах, в которых замечено почернение масла по причине износа отдельных элементов.

Чем грозит чёрное моторное масло?

Как показывает практика, большинство автовладельцев стараются не допускать чернения моторного масла и меняют его при первой возможности. Чем чище оно выглядит, тем спокойнее автолюбитель и тем больше он уверен в исправности своего «железного коня». Но такое мнение сформировалось из-за давнего опыта автовладельцев с тех времён, когда качество моторного масла можно было определить даже по его цвету. Тогда автомобилистам достаточно было посмотреть на масляный щуп и понять, нужно ли производить замену этой жидкости в двигателе или нет. Если жидкость была чёрной, то они спешили его заменить, дабы мотор служил как можно дольше. Дешёвые моторные масла тогда чернели очень быстро, и уже через 1000 километров их приходилось менять. Обусловлено это не наличием или отсутствием каких-либо присадок в их составе, а низким качеством самого продукта. Причина такого видоизменения в этом случае понятна. Но можно ли оценивать современные моторные масла по этим критериям и будет ли такая оценка объективна? Мы склоняемся к тому, что нельзя говорить о свойствах и качествах такой продукции исходя только из её цвета. На сегодняшний день чёрное масло в двигателе не говорит о низком качестве продукта и не сигнализирует о замене в ближайшей перспективе.

Если содержимое масляной системы не темнеет даже после больших пробегов, то это не может означать ничего хорошего. В такой ситуации можно говорить о том, что продукт не самого высокого качества и не очищает двигатель от грязи и продуктов износа так, как ему положено. Мотор будет засоряться, и в системе осядет грязь, которая существенно уменьшит его ресурс. Вот именно поэтому нельзя судить о подобной современной продукции исключительно по её цвету.

Потемневшая жидкость в системе означает то, что она вобрала в себя все нечистоты из системы и не дала им осесть на деталях, тем самым облегчив работу силового агрегата и увеличив ресурс. В то же время, если вещество постоянно чистое, то это сигнализирует об обратных процессах. Тогда можно говорить о его неполноценной функциональности, ведь осадки с элементов мотора не очищаются и ресурс значительно уменьшается. Так что сегодня цвет масла ещё ни о чём не говорит. Но есть и другой вопрос, который заключается в том, что смазка темнеет в разные временные промежутки. О причинах этого явления мы расскажем дальше.

Как устранить и предупредить загустение смазочной жидкости

  • Регулярно проверять рабочую температуру двигателя;
  • Проверить эффективность сгорания топлива;
  • Не допускать попадания в состав масла воды и тосола;
  • Использовать только качественные оригинальные составы, рекомендованные автодилером.

Если консистенция масла все же изменилась, то необходимо сразу же обратиться в автосервис.

Изменение цвета и консистенции моторного масла может стать источником проблем. Многие из них устраняются своими силами, для избавления от других придётся обратиться в автосервис. Избежать неисправностей бензинового или дизельного двигателя можно, если использовать только качественное фирменное моторное масло и соблюдать рекомендации производителя автомобиля.

Почему масло белеет?

Эмульсия в моторном масле

Существует еще одна противоположная ситуация – это когда обнаруживается белое масло в двигателе. Смазка светлеет и в ней появляется своеобразная эмульсия белого цвета. Причин подобного нарушения несколько:

  • разгерметизация охлаждающей системы;
  • несовместимость используемых видов масел;
  • попадание конденсата в масло.

Нарушенная герметичность охлаждающей системы – главная причина, по которой обнаруживается белое масло в двигателе. Антифриз проникает в блок двигателя при пробивании прокладки ГБЦ. Также поспособствовать подобное проблеме может появление трещин на поверхности деталей двигателя из-за перегрева или механических воздействий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector