Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик включения вентилятора радиатора

Устройство и проверка датчика включения вентилятора ВАЗ 2110

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля предназначена система охлаждения. Основными ее элементами являются каналы для антифриза в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а в электрическую часть входят датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, температурный датчик и электродвигатель с крыльчаткой для охлаждения радиатора. Позднее выявление дефектов системы охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Датчик включения вентилятора LS 0108 (ТМ-108)

Когда включается вентилятор радиатора на ВАЗ-2110

Чтобы толком разобраться в том, как изменить температуру включения вентилятора на ВАЗ-2110 инжектор, необходимо точно знать заводские расчётные параметры и сам принцип включения вентилятора.

В карбюраторных двигателях вентилятор включался примерно на 100 градусах.

На карбюраторных моторах 2110 старого образца вентилятор включался при помощи термобиметаллического датчика. Он был установлен непосредственно в банке радиатора и настроен на определённую температуру. Поскольку нормальная рабочая температура антифриза 80-90 градусов , то и биметаллическая пластина замыкала контакты примерно при 100-105 градусах .

В инжекторных десятках вентилятор запускается совсем по-другому. Возле термостата установлены два датчика температуры — один с одним проводом, второй с двумя. Первый отвечает только за стрелку указателя температуры, поэтому и спрос с него небольшой. Второй датчик с двумя проводами — рабочий. Именно он подаёт импульс на электронный блок управления двигателем, а тот уже подаёт питание на сеть электродвигателя вентилятора.

Особенности датчика температуры

Однако надо понимать, что датчик температуры — это обычный преобразователь тепловой энергии в электрический изменяемый импульс. А точнее, при изменении температуры антифриза, меняется сопротивление датчика примерно в таком режиме:

Температура антифриза, °ССопротивление, Ом
100123
80215
60667
401459
203520
9420
-2028680
-40100700

Теперь становится понятным принцип работы системы включения вентилятора — ЭБУ получает определённый электрический импульс, когда температура достигает 110 °С (133 Ом) , и подаёт питание на двигатель вентилятора.

Как только сопротивление элемента датчика поднимается до 187 Ом (что соответствует 97 °С), питание с вентилятора снимается, двигатель остывает.

Конструкция и принцип работы электромеханического датчика с воском

Это наиболее распространенный тип датчиков включения вентилятора. Основу датчика составляет емкость, заполненная нефтяным воском (церезитом, состоит в основном из парафинов) с примесью медной пудры. Емкость с воском закрыта гибкой мембраной, на которой расположен толкатель, связанный с механизмом привода подвижного контакта. Привод контакта может быть прямым (с помощью того же толкателя) или косвенным, с помощью рычага и пружины (в этом случае достигается более надежное замыкание и размыкание цепи). Все детали заключены в металлический толстостенный корпус (это обеспечивает более равномерный нагрев рабочего тела) с резьбой и электрическим разъемом.

Принцип действия такого датчика основан на эффекте изменения объема рабочего тела при изменении температуры (он же используется и в автомобильных термостатах). Воск, который играет роль рабочего тела в датчике, обладает большим коэффициентом температурного расширения, при нагреве он расширяется и вытесняется из емкости. Расширяющийся воск упирается в мембрану и заставляет ее подниматься — та, в свою очередь, двигает толкатель и замыкает контакты — вентилятор включается. При снижении температуры мембрана опускается и происходит размыкание контактов — вентилятор выключается.

В двухскоростных датчиках используется, соответственно, две мембраны и два подвижных контакта, которые срабатывают в различных интервалах температур.

Датчик монтируется на радиатор охлаждения (через уплотнительную прокладку), его рабочая часть непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью, от которой и нагревается рабочее тело. Обычно на автомобиле используется один датчик включения вентилятора, но сегодня можно встретить и решения с двумя односкоростными датчиками, настроенным на различную температуру.

Как работает и где находится датчик включения вентилятора

Основа датчика – биметаллическая пластина, которая с ростом температуры меняет свою форму. Когда температура охлаждающей жидкости превышает указанное на корпусе датчика значение, изгиб биметаллической пластины приводит к замыканию контактов датчика. Электрический ток, который проходит через контакты датчика, включает силовое реле, управляющее двигателем вентилятора.

Датчик расположен сбоку радиатора. На одних моделях он расположен сверху, на других посередине. Распознать его несложно. Он похож на крупную латунную гайку, к которой подходят два (реже три) электрических провода. Собираясь менять датчик включения вентилятора, учитывайте следующее. Чем ниже температура срабатывания датчика, тем ниже его устанавливают относительно уровня охлаждающей жидкости. Температура включения датчиков, которые устанавливают внизу радиатора, не превышает 85 градусов. Температура датчиков, устанавливают в середине радиатора 90 – 95 градусов.

Как проверить датчик вентилятора и выполнить замену

Если включение вентилятора происходит несвоевременно или мотор постоянно перегревается, возникает необходимость проверки датчика радиатора. Контактные датчики можно проверить своими руками в условиях обычного гаража.

Обратите внимание, первым нужно проверять не сам датчик, а реле вентилятора охлаждения и проводку. Чтобы это сделать, потребуется отсоединить провода на датчик и замкнуть их. Если проводов 3 штуки, поочередно замыкают средний и крайний. В норме вентилятор должен включаться на низкой, а также на высокой скорости. Если произошло включение, провода и реле в норме и нужно проверять датчик.

Для проверки берется емкость для ОЖ, ключ для снятия датчика и термометр, а также понадобится мультиметр, кастрюля с водой и печка.

  1. Далее с АКБ снимается клемма, выкручивается сливная пробка на радиаторе и сливается жидкость;
  2. Слив жидкость, пробку закручивают обратно, снимаются провода с датчика, после чего ключом нужно выкрутить датчик;
  3. Теперь в кастрюлю наливается вода, чтобы покрыть датчик, после чего кастрюлю ставят на печку и греют воду;
  4. Температуру воды контролируют при помощи термометра;
  5. Параллельно нужно соединить контакты мультиметра и датчика и проверить «замыкание» на разных температурах;
  6. Если контакты не замыкаются или заметны сбои, датчик неисправен и требует замены.

Дальше необходимо проверить уровень антифриза, долить жидкость при необходимости и проверить работоспособность системы (прогреть мотор и дождаться включения вентилятора).

Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Назначение датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.

— Расположение на автомобиле

Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.

Расположение датчика включения вентилятора на радиаторе

— Устройство датчика включения вентилятора

Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.

— Принцип действия датчика включения вентилятора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).

Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.

Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.

— Неисправности датчика включения вентилятора

В случае неисправности датчика охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) начинает кипеть, что заметно в расширительном бачке. Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.

Помимо этого возможна ситуация, когда вентилятор на радиаторе не выключается после включения. Практически всегда в этом виноват датчик. Подробнее: «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».

— Применяемость датчика включения вентилятора

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.

Примечания и дополнения

— На инжекторном двигателе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106). Он работает только на указатель температуры.

В состав датчика вентилятора входят следующий в детали:

1. Корпус с резьбой. Он вкручивается в радиатор.

2. Уплотнительное кольцо.

3. Реагирующий элемент внутри корпуса.

Изменяющаяся температура циркулирующей по двигателю жидкости приводит к срабатыванию датчика. Это происходит во время набора тосолом температуры в интервале 85-110 градусов. После замыкания контактов включается вентилятор. Начинается обдув двигателя. В некоторых системах изменяется скорость вращения лопастей вентилятора. Это позволяет регулировать активность процесса охлаждения жидкости.

Существующие виды датчиков

На разные марки автомобилей устанавливаются определённые виды датчиков:

— Восковые. В корпусе таких устройств содержится воск или церезит. Расширяясь в объёме с повышением температуры, вещество воздействует на мембрану, которая двигаясь, соединяет контакты. Охлаждение приводит к сжатию воска. Как результат, контакты размыкаются.

— Биометрические. Здесь вместо воска установлена металлическая пластина. Когда температура жидкости невысокая, контакты разъединены. Нагреваясь, пластина деформируется, что приводит к соединению контактов. Затем сигнал поступает на реле. В этот момент происходит включение крыльчатки. В некоторых случаях наличия реле не требуется. Сигнал подаётся сразу на электродвигатель. При охлаждении пластина занимает своё исходное положение, и крыльчатка останавливается.

— Бесконтактные. В таких датчиках контакты не замыкаются, а идёт подача сигнала на ЭБУ. И только потом поступает команда на работу или отключение клетчатки.

Контактные датчики подразделяются на односкоростные и двухскоростные модели. Второй вариант позволяет изменять величину скорости вентилятора.

Проверка работоспособности датчика

Проверку работоспособности устройства следует начинать с контроля температуры срабатывания. Для этого потребуется термометр и мультиметр. Все действия можно выполнять самостоятельно, не прибегая к визиту в сервисный центр. Если мультиметр оборудован термопарой, то необходимость в термометре отпадает. Для проверки датчика следует придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления. Для удобства можно выбрать режим прозвонки;
  2. Погрузить резьбовую часть датчика в воду;
  3. Начать постепенно нагревать воду. Контролировать температуру можно при помощи термометра, либо временно переключая мультиметр в режим работы с термопарой;
  4. Дождаться срабатывания устройства;

При критическом отклонении предела срабатывания необходима замена датчика. После приобретения нового устройства необходимо произвести его проверку на пригодность. Бракованные изделия очень распространены в продаже, поэтому проверить правильно ли включается датчик, является обязанностью каждого автовладельца.

Самостоятельная замена ДВВ

Замена поломанного устройства начинается со снятий клемм аккумулятора. Затем необходимо слить из системы ОЖ и выкрутить устройство из корпуса радиатора. Сборка проводится в обратной последовательности. Работа не отнимет много времени даже у начинающего водителя. Для улучшения системы охлаждения возможна установка вентилятора от «Нивы».

В инжекторных модификациях слив охлаждающей жидкости не потребуется. Чтобы заменить датчик на ВАЗ-2107, ВАЗ-2109 с инжектором достаточно иметь под рукой ключ на «19» и выкрутить механизм. На его место установить исправное устройство.

При выборе нового датчика лучше всего обращать внимание на фирменные, заводские устройства, которые имеют соответствующие сертификаты. На рынке сегодня можно с легкостью наткнуться на дешевые подделки.

После замены следует проверить все соединения на герметичность. Также в последствие важно постоянно следить за температурой мотора, так как у водителя есть всего несколько минут, чтобы предотвратить серьёзные последствия от высокой температуры в главном агрегате автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Гидроусилитель руля устройство и принцип работы
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector