Как определить забитые форсунки
Из-за наличия в топливе грязи и различных примесей нередко уже через 40 000 км пробега форсунки инжектора нуждаются в прочистке. Встречаются и другие его неисправности. Если двигатель работает нормально, то проводить какие-либо профилактические работы настоятельно не рекомендуется.
Если двигатель работает неустойчиво, глохнет на холостых оборотах, машина не заводится или не может развить полную мощность – то, скорее всего, форсунки инжектора неисправны. Также требуется их проверить, если на холостых оборотах коленчатый вал вращается с слишком высокой частотой. Рывки и провалы во время движения и перерасход бензина тоже должны вас настрожить. При неисправности форсунок в отработанных газах концентрация CO и CH существенно превышает предусмотренные нормы, а негерметичный инжектор, имеющий утечку топлива, может стать причиной возникновения калильного зажигания.
Что указывает на возможные проблемы с инжектором
Сразу отметим, что причин нестабильной работы двигателя может быть много, начиная от забитого топливного фильтра, поломки бензонасоса, вышедшей из строя свечи зажигания или неисправной катушки до потери компрессии, проблем с ГРМ и т.д. Наряду с этим одним из главных признаков неисправности форсунок является затрудненный пуск двигателя, особенно «на холодную», а также расход бензина или солярки (зависимо от типа двигателя), который заметно увеличивается. Еще необходимо отметить неустойчивую работу ДВС в режиме холостого хода, похожую на так называемое «троение» двигателя.
При езде возможно достаточно частое проявление одного или сразу нескольких симптомов:
- наличие рывков, сильно замедленны реакции при нажатии на педаль газа;
- явные провалы и потеря динамики при попытках резкого ускорения;
- машина может дергаться на ходу, при сбросе газа, а также после смены режима нагрузки на мотор;
Необходимо добавить, что подобную неисправность необходимо устранять безотлагательно, так как проблемы с инжектором негативно сказываются не только на ресурсе двигателя и трансмиссии, но и на общей безопасности движения. На автомобиле с неисправными форсунками водитель может испытать серьезные трудности при обгоне, на крутых подъемах и т.п.
Без снятия
Промывка форсунок часто проводится с помощью специальной моющей присадки, которая добавляется в топливный бак автомобиля. Таким образом, этот метод способствует промывке не только форсунок, но и других составляющих элементов топливной системы, включая бензобак с топливным насосом.
При этом способе топливный шланг автомобиля следует отключить от системы впрыска, и подключить вместо него шланг, по которому пойдет специальный химический раствор. Он будет разрушать образовавшиеся наложения внутри рампы и топливных путей форсунки, приводя к ее очистке.
Соедините топливный насос с аккумулятором и оденьте шланг подачи на бензонасос. Далее оденьте клеммы на бензонасос. Опустите его вместе со шлангом обработки на дно канистры с жидкостью для промывки инжектора.
Заведите двигатель и дайте автомобилю 15 минут поработать на холостом ходу. Затем выключите двигатель. Через такое же время опять заведите и дайте ему поработать на переменных оборотах. Остатки очищающей жидкости выйдут с выхлопами автомобиля в первые минуты движения после очистки, так что по поводу того, что она останется в автомобиле волноваться не стоит.
Такая очистка обеспечивает работу форсунки на 60-80% эффективнее. По опыту данная промывка — лишь временная мера. Если форсунки серьезно засорились, то их придется только менять. Мне данная промывка инжектора помогла примерно на полгода, далее все симптомы появились вновь.
Пошаговый порядок демонтажа форсунок
Несмотря на то, что многие советуют проводить такие работы в обществе помощника, это сложно, но вполне реально сделать одному, своими руками.
- Первым делом, ставим автомобиль на ровную поверхность и включаем ручной тормоз.
- Сбрасываем давление в топливной системе: для этого отключаем клемму с топливного насоса и запускаем мотор. Когда он отработает весь оставшийся бензин, проворачиваем стартером мотор ещё пару раз, тем самым окончательно сбрасывая давление в топливопроводе.
Выкручиваем трубки подачи бензина
Отверткой откручиваем кронштейн, на который крепятся топливные трубки
Демонтируем топливную рампу
Демонтаж форсунки с топливной рампы ВАЗ-2114
В зависимости от того, какая из форсунок вышла из строя, процесс замены абсолютно любой строго идентичен.
- Когда форсунка находится на рампе, отжимаем пружинный фиксатор и демонтируем колодку.
Как правило, снять фиксатор ничего не мешает.
Скоба сойдёт с места, если поддеть её отвёрткой.
Проверка мультиметром(тестером) сопротивления на обмотке
Проверка мультиметром (тестером) сопротивления на обмотке также позволяет проверить форсунки двигателя не снимая их. Для этого нужно убедиться в уровне сопротивления ваших форсунок. Далее выполняем следующие действия:
- при выключенном двигателе, сбрасываем минус клемму с аккумулятора
- следом отключаем электрический разъем на самой форсунке (находится на колодке, в виде зажима)
- на мультиметре устанавливаем значение наших форсунок и подключаем его контакты непосредственно к самой форсунке
В норме, при высоком импедансе значение должно быть равно 11-17 Ом, при низком 2-5 Ом. При несоответствии значений, такую форсунку необходимо заменить.
Проверка работоспособности на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099
Примечание!
Наличие помощника весьма облегчит задачу!
1) Сперва снимите топливную рампу с установленными на ней форсунками с автомобиля. (правильно снять поможет статья: «Замена топливной рампы»)
2) Выведете из неудобного положения рампу, подсоедините между собой проводную колодку и жгут рампы.
Примечание!
После соединения колодки и жгута проводов, оденьте на аккумуляторную батарею клему «-», если она ранее снималась.
3) Далее подсоедините обе топливных трубки и заверните с помощью гаечного ключа крепёжные штуцеры.
4) Теперь подставьте под каждую форсунку по четыре мерных стакана или любую емкость с мерной шкалой.
Примечание!
Второй человек в это время пусть провернет двигатель стартером.
5) Вы же следите, чтобы форсунки хорошо работали. Топливо должно идти ровно без отклонений и в четыре струи, как показано на рисунке ниже:
Примечание!
Наполнив стаканы до необходимого уровня, попросите помощника выключить зажигание и оцените мерные стаканы. Убедитесь, что количество топлива в них совпадает. Если нет, значит какие-то из четырех форсунок неисправна и требует замены (подробности ищите в статье: «Замена топливных форсунок»). Иногда помогает процедура чистки (прочистить от грязи форсунку поможет статья: «Чистка форсунок»)
6) Когда зажигание будет выключено, внимательно осмотрите все четыре форсунки на наличие дефектов.
Примечание!
Из распылительной части форсунок не должно быть заметно различных подтеков топлива. Любые подтеки – признак негерметичности форсунки и необходимости замены новой.
Проверка подачи питания на форсунки:
Проверку нужно производить в том случае, когда какая-либо форсунка после включения зажигания вообще не работает.
1) Сперва от нужной для вас форсунки отсоедините колодку проводов.
2) После отсоединения колодки к аккумулятору подсоедините два кончика проводов, а другим кончиком проводов коснитесь контактов форсунки, и после чего включите зажигание.
Примечание!
В случае, если форсунка начнет распылять топливо, значит у вас присутствует неисправность в электрической цепи этой форсунки.
Проверка сопротивления обмоток форсунки:
1) Для этого сперва скиньте клему «-» с аккумулятора и отсоедините от самой форсунки колодку с проводами.
2) Далее к электрическому разъему форсунки подсоедините контакты «омметра» и проверьте, какое сопротивление он показывает.
Примечание!
Чтобы форсунка работала правильно, «омметр» должен показывать сопротивление в 11–15 Ом. Показания выше или же ниже – сигнал к замене.
Дополнительные видеоматериалы:
Чуть ниже мы специально для вас подготовили небольшой видеоролик
Методы диагностики бензиновых форсунок
Самой надежной проверкой станет обследование в специализированных сервисных центрах и в авто мастерских.
Интересно! Очень просто можно определить неисправность форсунок, приложив руку к работающей форсунке (точнее, слегка дотронуться). Если отчетливо ощущается дрожь, форсунка в полном порядке.
- Измерение сопротивления.Этот метод не предусматривает демонтаж детали, все можно сделать без снятия детали. В первую очередь, нужно определить, какие форсунки установлены в топливной системе – высокой омности (импеданса) или низкой.
— отсоединить высоковольтную проводку;
— повернуть ключ зажигания и снять «-» АКБ;
— разъединить разъем, отщелкнув зажим крепления;
— мультиметром измерить сопротивления форсунок.
У форсунок высокой омности, его значение колеблется от 11Ом до 17Ом. Форсунки низкого импеданса – 2,5 – 4,5 Ом. Отклонение свидетельствует о поломке детали.
- Тестирования питания форсунок.Сначала протестировать контакты разъема. В нем четыре контакта отвечают за подачу тока в форсунки. Их нужно проверить попарно. Сопротивление должно быть 11 – 15 Ом. Чтобы уточнить, какая именно форсунка не работает, отсоединить каждую из них и куском проволоки напрямую замкнуть с ЭБУ. Повернуть ключ зажигания. Если она исправная, начнется впрыскивание бензина.
- Сопротивление в моноинжекторе.Уже реже, но еще встречаются модели, с установленной всего одной форсункой.
Тестируются попарно контакты разъема, сопротивление должно иметь значение их интервала 1,2 – 1,6Ом.
Очень часто, в моноинжекторе устанавливается пусковая форсунка, отвечающая за подачу топлива в двигатель, до его разогрева. Его работа длится несколько секунд, затем он отключается. Ее тоже нужно проверить. Снят и поместить в мерную емкость (нужно определить объем впрыска смеси). Затем соединить напрямую с аккумулятором (один контакт с батареей, другой – с «массой»). Реле насоса тоже соединить к «+» аккумулятора. Включить зажигание и дать отработать полный цикл. После отключения, измерить объем в мерной ёмкости и сравнить со справочными данными. Вытереть насухо деталь, подождать несколько минут, чтобы проверить наличие течи. Если ее нет, установить на место.
- «Прослушка» форсунок.Опытные водители, перед демонтажем, устраивают «прослушку». Можно пользоваться стетоскопом. Нормальное функционирование отражается в равномерных щелчках. Если есть нарушение интервалов и посторонние шумы, форсунку надо почистить или сменить.
- Диагностика на рампы.Нужно демонтировать рампу целиком, снять жгуты проводов и «-» аккумулятора. Восстановить отдельно схему, включить зажигание. Предварительно, под рампу положить мерные ёмкости. За 10 -15 секунд прокрутки стартера, наберется некоторый объем бензина в стаканчиках. При том, во всех стаканах должен собраться одинаковый объем топлива. В противном случае, требуется тщательная диагностика на проверочном стенде.
Кстати, если форсунки после проверки оказались исправными, а капризы двигателя не прекратились, то проверьте давление в рампе. Почта наверняка, причина кроется в понижении давления в этой системе.
- Баланс форсунок.Баланс проверяется в специальной программе на ПК, который подключают к ЭБУ.
Бензонасос отключают и выравнивают давление в системе (двигатель немного должен поработать, до отключения). К топливной системе подключают манометр, обратно соединить насос. При включении зажигания, зафиксировать показания манометра (норма 2,8 – 3 атмосфер). В программе отключить реле насоса, показатель давления немного проседает (2,8 ат). В программе включить, поочередно, каждую форсунку и проверять показания манометра. Сброс давления у всех форсунок должен быть одинаковый.
Отклонения от нормы будет говорить о неисправности этой форсунки. По окончании тестирования, подключается насос, заводится двигатель. Только после этого, снимается манометр.
- Тестирование на стенде.Здесь проверяются механические параметры форсунок – давление и количество горючего, прошедшее через нее, форму и угол направления факела. На стенде получается более точная диагностика, определяется степень неисправности. Нужно прочитать о том, как сделать стенд своими руками и собрать его.
На станции техобслуживания, тестирование проводят и по показателям токсичности выхлопа, по лямбда-зонду. Но это под силу только специалисту, при наличии спецоборудования и расшифровке данных с нее.
Подготовка топливных форсунок к замене
Процесс разборки инжектора начинается с подготовки приспособлений. Специфика разборки может отличаться для разных моделей авто и типов впускных комплексов.
Проверенные бренды
Чтобы распылитель прослужил максимально долго, важно выбирать оригинальную продукцию. И это касается как электрических, так и механических моделей. Из качественных аналогов можно купить устройства от компаний Siemens, Bosch, Delphi, OMVI, Hana.
Как снять форсунку
Перед демонтажом детали следует спустить давление в системе. На многих моделях авто предусмотрен специальный механизм на топливной рейке. Это особый клапан, который срабатывает после нажатия и способствует вытеканию топлива.
Затем стоит достать рампу, где удерживаются распылители. Разборка производится посредством отключения разъемов с проводами. Извлечь элементы можно поворотом или раскачиванием механизма.
Замена на новую
Разобравшись, как снять форсунку, остается установить на ее место новую деталь. Для безошибочного выполнения действия нужно иметь базовые навыки в решении таких задач. Алгоритм действий может отличаться для каждой модели транспортного средства.
Если производится плановая чистка, нужно снять уплотнительные кольца со всех распылителей и выбросить их.
Определение засоренности форсунок.
Сообщение Alexprofess » 19 фев 2009, 21:35
Загрязненность форсунок может быть равномерной, одинаковой для всех форсунок и неравномерной.
Равномерное снижение производительности соответствует обычно первой фазе загрязнения и может быть определено одновременным снятием осциллограмм расходомера воздуха и лямбда. При условии, что предварительно были проверены на исправность механики, другие датчики и зажигание.
Неравномерное загрязнение форсунок проявляется на второй стадии.
Предварительно проверяем исправность механики, зажигания и основные датчики.
Суть метода – определяем соотношение воздуха и топлива в каждом цилиндре по датчику кислорода. При условии, что механика двигателя исправна, и в каждый цилиндр попало одинаковое количество воздуха, то показания лямбды, пропорционально отобразят производительность форсунок. В качестве примера предоставляется две осциллограммы, снятые с двигателя автомобиля Ауди А6. Первая кривая отображает правую лямбда, а вторая — левая. Осциллограммы сняты до, и после мойки инжектора.
По лямбда также можно определить как частично забитые, так и льющие или забитые форсунки.
Re: Определение засоренности форсунок.
Сообщение Robin » 20 фев 2009, 20:32
Re: Определение засоренности форсунок.
Сообщение Alexprofess » 21 фев 2009, 00:29
Спасибо за такую кучу замечаний, для наглядности разложим эту кучу по косточкам.
1) Но только в том случае, если Вы уверены в правильности зонда.
. -В правильности работы зонда можно убедиться и по предоставленной осциллограмме.
2) Зонд не настолько быстродействующий датчик, даже новый, чтобы уследить за забитой форсункой.
. -Да, согласно учебнику, время перехода лямбда в 700мв происходит за 78мс. При 900об/мин. период одного такта равен 33мс, и получается, что диагностика одного такта невозможна.
В тоже время можно наблюдать реакцию лямбда на состав смеси в 200мв за 4мс, а это время одного рабочего такта при 3750об/мин.
3) Такая картина, как на первой осциллограмме, вполне может быть и при нормальных форсунках.
. — Для этого двигателя, вторая осциллограмма соответствует нормальным форсункам. Для других двигателей (например у Ланоса) наблюдаются большие скачки лямбда из-за того, что на ХХ имеет место сквозная продувка. И этого не надо боятся, просто нужно эти факторы учитывать.
4) Тем более, при подзабитых форсах длительность впрыска корректируется настолько, что, обычно, сигнал с лямбда выглядит просто образцово.
. — А это первый случай: «Равномерное снижение производительности соответствует обычно первой фазе загрязнения и может быть определено одновременным снятием осциллограмм расходомера воздуха и лямбда.»
5) Можно и ошибиться.
. — По приведенной осциллограмме ошибиться невозможно, но конечно для наглядности подобран наилучший случай, лямбда расположены близко к цилиндрам, на одну лямбда приходится всего 3 цилиндра. Ну для того эта осциллограмма и выбрана, чтобы на образцовом примере показать зависимость лямбда от забитости форсунок, а диагност уже в конкретном случае должен учесть другие мешающие факторы, чтобы увидеть признаки образцового примера, и сделать правильные выводы.