Как отрегулировать зазоры в клапанах
Как отрегулировать зазоры клапанов
Правильная работа газораспределительного механизма влияет на расход топлива, работоспособность смежных узлов и общий ресурс деталей автомобиля. Для этого в автомобилях проводится настройка системы, в том числе регулировка зазоров клапанов. Такая операция на станции стоит недешево, потому что требует не только времени и сноровки, но и знаний с опытом.
Не все современные иномарки нуждаются в этой операции. Автоконцерны пошли по пути установки в автомобилях гидропомп, помогающих автоматизировать тепловой зазор. Но в этом случае снижается надежность системы в целом, а также сводится практически к нулю ремонтопригодность узла. Но, например, Honda не вывела из конструкции упорный винт с гайкой, притом, что установка с завода не меняется практически 100 тысяч км пробега.
Клапаны на «японцах»
Сложности регулировки
После того, как в нашу жизнь массово вошли японские двигатели, из перечня услуг новосибирских автосервисов как-то незаметно стала исчезать такая услуга, как регулировка клапанов. Сегодня, если вы обзвоните десять станций технического обслуживания, которые оказывают универсальные услуги, то обнаружите, что в каждой второй не занимаются регулировкой клапанов на японских двигателях. Почему? Давайте выясним это вместе.
Система клапанов есть в любом двигателе внутреннего сгорания, независимо от того, где он был произведен. И естественно, в любом двигателе между клапанами и коромыслами должны быть тепловые зазоры, иначе при нагревании двигатель попросту не будет работать. Почему же на «Жигулях» и «Волгах» процедуру регулировки этих тепловых зазоров приходилось выполнять с регулярностью 1 раз в год, а на японских автомобилях — в несколько раз реже? Если повезет, то за весь срок эксплуатации вам так и не придется регулировать зазоры между клапанами и коромыслами. Впрочем, как и в любом другом техническом вопросе, здесь есть очень много нюансов. Для начала – несколько слов о том, какие способы регулировки встречаются на японских моторах. В настоящее время на двигателях из Страны восходящего солнца можно обнаружить традиционные клапана, которые регулируются обычными винтами, клапана с регулировочными шайбами, с регулировочными стаканами и системы с гидрокомпенсацией клапанов. Каждый из этих четырех способов регулировки заслуживает отдельного внимания.
У Honda всё по-старому
Меньше всего вопросов возникает при регулировке клапанов винтами. Этот способ хорошо знаком российским автослесарям. Берется щуп, с помощью которого измеряются существующие зазоры, затем, с помощью рожкового ключа и отвертки, зазоры доводятся до расчетных значений. Ничего сложного. Правда, встретить такую систему регулировки сегодня можно на автомобилях только одного японского производителя — Honda. Предоставим слово экспертам:
НАШ ЭКСПЕРТ
«На автомобилях Honda клапана регулируются практически на всех двигателях. Исключение составляют только два мотора, укомплектованные гидрокомпенсаторами клапанов: 3,5 л (G35A) и 3,2 л (G32A), – рассказывает начальник отдела приемки компании «Хонда-Сан» Антон ГАММ. — Отличительной особенностью двигателей Honda является то, что клапана регулируются винтами, как и на оте-чественных двигателях, то есть никаких сложностей с подбором шайб нет. Периодичность проверки зазоров на спортивных двигателях B16A, B16B, B18A, B18C – 25 тысяч км пробега. На «гражданских» двигателях – один раз в 40 тысяч километров пробега. Это не означает, что через 40 тысяч километров мотору понадобится регулировка, но проверять тепловые зазоры необходимо. Дело в том, что на моторах Honda клапана не стучат, даже если зазоры отрегулированы неправильно».
Стоимость регулировки стандартного 4-х-цилин-дрового двигателя в Новосибирске составляет около 1 000 рублей».
Шайбу! Шайбу!
Регулировка зазоров с помощью шайб разной толщины — это наиболее распространенный способ для японских двигателестроителей. Он широко применяется на двигателях Toyota, Nissan, Mitsubishi и более мелких производителей. Регулировка клапанов в таком двигателе – занятие не из простых. Чтобы добраться до регулировочных шайб, автомеханику предстоит разобрать половину двигателя: снять крышку клапанов, демонтировать распределительные валы, ремень (или цепь) ГРМ, иногда приходится демонтировать впускной коллектор. Только после этого можно достать шайбы, измерить их высоту и понять, какие из них нужно поставить, чтобы двигатель перестал стучать. Услуга получается довольно дорогой.
НАШ ЭКСПЕРТ
«Стоимость комплекта шайб на 4-х-цилиндровый двигатель – около 100 долларов, — поясняет заместитель директора автосервиса «Ниссан Диагностик» Антон Бояров. —Регулировочных шайб в наличии в городе нет, их необходимо заказывать. В этом и заключается самая большая проблема. На каждый двигатель ставятся свои шайбы, с индивидуальными размерам. Поддерживать такой ассортимент в наличии не сможет ни одна СТО, поскольку надо заморозить десятки тысяч долларов».
Кстати, и потребность в регулировке таких двигателей возникает довольно редко. Почему?
НАШ ЭКСПЕРТ
«Конструктивно, в любой двигатель, в котором клапана регулируются шайбами, заложен ресурс этой системы, сопоставимый с ресурсом всего двигателя, — рассказывает технический директор автоцентра «Авторейд» Станислав Гусар. — То есть, весь двигатель сконструирован таким образом, что все его системы сохраняют работоспособность в течение определенного пробега».
Регулировочные шайбы также изнашиваются равномерно и медленно. И если автовладелец внимательно следит за состоянием двигателя, использует рекомендованное моторное масло, своевременно его меняет, то регулировка клапанов ему не потребуется. Если же с двигателем что-то произошло (перегрев, порыв ремня ГРМ, повышенное нагарообразование и так далее), тогда клапана приходится регулировать. Также регулировка клапанов необходима при любом капитальном ремонте двигателя. Впрочем, к ускоренному износу регулировочных шайб может привести и использование некачественного масла, его несвоевременная замена. Применение масла несоответствующего качества приводит к засорению каналов, которые смазывают шайбы, к образованию нагара, и в двигателе начинают происходить необратимые процессы, которые со временем приводят к его поломке.
Эксперты отмечают, что некоторые автовладельцы со временем начинают отмечать стук клапанов при определенных режимах работы двигателя. Иногда этот стук проявляется даже на не очень изношенных моторах. Однако регулировку клапанов выполняют только единицы. Далеко не все автомобилисты в состоянии заплатить за эту работу. Если обычная регулировка клапанов обходится автовладельцу в 1000 рублей, то замена регулировочных шайб стоит около 5000 рублей. Поэтому, как правило, всё заканчивается на стадии изучения цен.
Регулировочные стаканы
С регулировочными стаканами — примерно та же история. Регулировку клапанов с помощью стаканов достаточно часто можно встретить на двигателях Mazda. По трудоёмкости такая работа сопоставима с заменой шайб. Помимо снятия крышки клапанов, необходимо демонтировать распредвалы и разобрать фактически всю правую часть двигателя. Наибольшие сложности возникают при подборе стаканов нужного размера. Дело в том, что каждый стакан приходится подбирать индивидуально. В идеале, делать эту работу необходимо, имея в наличии стаканы всех возможных размеров. Естественно, ни один автосервис в городе себе такой роскоши позволить не может, поскольку каждый стакан стоит около 10 долларов. Покупка комплекта из нескольких сотен стаканов нерентабельна для автосервиса, поэтому, как правило, стаканы приходится заказывать и ждать. Это очень неудобно. Можно, конечно, оставить автомобиль на станции и походить с месяц пешком. В этом случае вам не придется платить деньги за повторную сборку-разборку агрегата (около 5000 рублей), ну а если без машины вам никак не обойтись, то двигатель можно собрать и ожидать поставки необходимых запчастей «на колесах».
Работает гидравлика
Меньше всего проблем возникает у тех автовладельцев, которым достался мотор с системой гидрокомпенсации клапанов. Между прочим, доля таких автомобилей на нашем рынке довольно ощутима — около 20-30 % от общего числа японских иномарок. Как правило, это моторы большого объёма, а также высокофорсированные двигатели. Любой автомеханик вам скажет – если вы используете правильное масло и не сильно напрягаете мотор, то никаких проблем с гидрокомпенсаторами возникнуть не должно. Причины стуков компенсаторов банальны: использование неправильного моторного масла, несвоевременная замена масел. В гидрокомпенсаторах применяются плунжерные пары, которые очень тщательно притёрты друг к другу. При использовании неправильной смазки, трущиеся детали начинают быстро изнашиваться и в компенсаторах не создается необходимого давления. Это и приводит к разболтанности клапанов. Если вовремя заметить проблему, то её ещё можно решить промывкой масляной системы и сменой масла. В 50% случаев это помогает. Но в том случае, когда гидрокомпенсаторы уже начинают протекать, их придется менять – никакой регулировки не предусмотрено.
Этапы выполнения работ
На начальной стадии затягивается головка на блоке цилиндров. Эта мера направлена на предотвращение повреждения резьбы и деформации шпильки.
Сам процесс регулировки состоит из последовательных этапов:
- Ослабляется натяжение стопорных гаек, которые крепят головку. Делается это с целью получения доступа к крышке.
- Демонтируется колпак. Он располагается на самой крышке от клапанов.
- Проверяется прочность крепления винтов на валике.
- Поршневая часть от 1 цилиндра устанавливается на мёртвую точку. Она расположена вверху механизма.
- Ослабляется натяжение контргайки, находящейся на винте регулировок коромысла.
- Устанавливается зазор нужного параметра от торцевой поверхности клапана до бойка.
- После регулирования на штатное место возвращается контргайка.
- Проверяется расстояние, которое получилось между клапанами, путём проворачивания вокруг оси стойки толкательной части на замедляющем механизме.
Регулирование цилиндровых элементов проводится в определённой последовательности. Она обязательно должна соответствовать порядку, в котором работает дизель: 1-3-4-2.
Важно: предшествовать регулировке каждого из элементов должна процедура проворачивания коленвала двигателя на 180 градусов по часовой стрелке.
После завершения процесса стоит обязательно протестировать силовой агрегат. Для этого нужно запустить мотор и проследить за его работой. Так можно понять, насколько правильно выставлено расстояние. Для малых зазоров характерен выхлоп с белым дымом и перебои в работе, а при увеличенных слышится стук клапанов. Причина неравномерного функционирования или посторонних звуков в моторе также может заключаться не только в неправильно подобранном расстоянии, но и в поломке пружины цилиндровых элементов.
Для Ваз-2107 или другой классики с несильно изношенным двигателем все пройдет «как по маслу», но вот автомобиль с большим пробегом и изношенным мотором может вас огорчить. Стук клапанов после регулировки станет еще громче. Почему так получилось? При работе мотора детали клапанного механизма прирабатываются друг к другу, меняя свою первоначальную форму.
Рокеры и регулировочные болты при большом пробеге требуют замены
Так опорные поверхности регулировочных болтов становятся из сферических овальными. Повернув такой болт при регулировке вы нарушаете их взаимное прилегание, заставляя прирабатываться снова. Только что выставленный зазор быстро «уплывет» и начинай все с начала… Какой выход? Рокеры и регулировочные болты нужно заменить. Сам распределительный вал, скорее всего еще может поработать, его нужно менять при сильном износе кулачков.
О том, как все это выглядит, смотрите этот видеоролик. Автор очень доходчиво показывает правильный способ настройки клапанного механизма.
Принцип работы клапанов
У дизельного двигателя на один цилиндр предусмотрены два клапана:
- впускной клапан (впускает горючую смесь);
- выпускной клапан (выпускает горючую смесь).
После того, как двигатель прогревается, начинается процесс расширения некоторых его деталей. Тогда получается, что в охлажденном состоянии между деталями мотора обязательно должны быть зазоры определенного размера.
В том случае, если регулировка клапанов была выполнена неправильно, эффективность работы двигателя Мерседес Актрос может резко снизиться. При этом сократится и ресурс работы его деталей. В том случае, если зазоры между деталями слишком маленькие, клапаны будут подгорать, а если же слишком большие – клапаны раскроются не в полную силу. В результате мощность мотора снизится, можно будет услышать периодическое металлическое постукивание.
Суть операции
На один цилиндр двигателя внутреннего сгорания приходится два клапана (может быть и больше). Один из них отвечает за выпуск отработанных газов (выпускной), на другой возложена функция запуска горючей смеси (впускной). В движение детали приводятся газораспределительным или клапанным механизмом.
Элементы изготовлены из металла. После нагревания мотора она расширяются. Для компенсации данного явления на холодном силовом агрегате устанавливаются зазоры между деталями. Они строго выверяются, и периодически регулируются на автомастерских при отсутствии функции автоматической регулировки.
Проверять величину зазоров следует регулярно. Признаками нарушения, говорящими о необходимости обратиться к специалистам, являются стуки и посторонние шумы под капотом во время работы двигателя.
Регулирование шайбами
В случаях, когда регулирование должно проводиться не винтом, а шайбой, что характерно для большинства переднеприводных автомобилей, то операции подобны настройкам клапанов ВАЗ. Т.е. коленчатый вал проворачивается до совпадения меток. Зазор подбирается шайбой с соответствующей маркировкой.
В зависимости от необходимости увеличить или уменьшить зазор подбирается и шайба определённого размера. Если маркировка отсутствует, то используется штангенциркуль или микрометр.
Принцип работы клапанов ГРМ ДВС
Обычный рядовой водитель, в случае, когда необходимо отрегулировать клапана, не делает это своими руками, а едет в автосервис. Потому что для этого нужны определенные навыки и время. Чтобы самому научить регулировать зазоры клапанов, надо знать принцип их работы.
Конкретно, для регулировки клапанов ВАЗ я уже делал статью.
В двигателе внутреннего сгорания есть два вала: коленчатый вал (коленвал) и распределительный вал (распредвал). Они соединяются между собой через шкивы и ремень, через звездочки и цепь. Самый распространенный вариант — это двигатель с ременным приводом ГРМ. Соотношение передачи коленвала к распредвалу — 2:1 (два к одному).
Кулачки имеют специальную неправильную плавную форму, которая закрывает и открывает клапана так, чтобы они соответствовали положению коленвала и распредвала, такту и мотора и газораспределительным фазам.
Когда ДВС работает, он соответственно, греется, нагреваются его детали, которые расширяются от большой температуры. Из-за этого незначительно изменяется расстояние между распределительным валом и толкателем клапана.
Вопрос: почему по-разному работает двигатель на холодную и на горячую? Ответ: потому что при нагреве двигателя до рабочей, толкатель клапана плотно прижимается к клапану и распредвалу. Это обеспечивает эффективную работу ДВС.
А, в случае, если торец клапана останавливается выше толкателя, тогда появляется зазор между седлом и тарелкой, а это ведет к снижению компрессии в цилиндре.
Компрессию проверить легко: глушите мотор, выкручиваете свечу, вместо нее закручиваете манометр специальный, поворачиваете ключ зажигания, выходите и смотрите, какое давление показывает манометр данного цилиндра.
А, в случае, если торец закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время определенной фазы газораспределения, клапан откроется не на все расстояние, на которое должен. А это ведет к потере мощности из-за медленного удаления выхлопных газов.
Регулировка зазоров клапанов Honda Civic: методика и таблица
Что такое регулировка зазора клапана?
Под регулировкой зазоров клапанов понимается регулировка зазора между регулировочным винтов и торцом ножкой клапана с помощью регулировочного винта, который фиксируется контргайкой на нем. При недолжном зазоре, эффективность работы двигателя заметно снижается, как при малом, так и при большом зазоре. При слишком малых зазорах обычно со временем прогорают клапана. При больших зазорах, клапана должным образом не опускаются, не открываются, мощность двигателя значительно снижается и появляется характерный металлический звук. Зазоры для впускного и выпускного клапана разные. Размер щупа, если его нет в наборе — подбирается остальными щупами. Эта информация будет полезна для тех кто решит сделать капитальный ремонт двигателя Honda Civic.
Так прогорают клапана при перетянутых зазорах регулировки.
Как отрегулировать зазоры клапанов двигателя Honda Civic: методика D14A4 D14A4
В двигателях D и B серии,и других серий тоже регулировка клапанов идентична. Регулировка происходит только на холодном двигателе! Снимаем крышку ГБЦ, снимаем защиту шкива распредвала. Воротком поворачиваем против часовой стрелки шкив коленвала, и выставляем его по метке ВМТ, так чтобы метка UP на распредвале была в верхнем положение как на рисунке.. Это значит что сейчас первый цилиндр (то есть крайний правый) находится в верхней мертвой точке.
Положение шкива распредвала при ВМТ 1 цилиндра
Метка ВМТ на шкиве коленвала HONDA, Находится правее трех меток зажиганя УОЗ
Гаечным ключем ослабляем контргайку, в зазор между клапаном и коромыслом устанавливаем нужный щуп, регулируем винт и затягиваем гайку. Щуп должен выходить из зазора с легким усилием. После регулировки первого цилиндра, поверните шкив колевала так, чтобы шкив распредвала повернулся ровно на 90 градусов. Приступаем к регулировке 3 цилиндра, после 4 , наконец, 2-го. Если прокладка крышки старая, течет или порвана поменяйте ее. Если прокладка достаточно новая, обезжириванием поверхность крышки и ГБЦ, ставим крышку и аккуратно затягиваем болты крышки 10нм (затяжка одной рукой, коротким воротком — трещоткой). Это вся технология регулировки тепловых зазоров клапанов. Для самой регулировки клапанов зазоров нам понадобятся:
- Набор щупов.
- Прокладка крышки ГБЦ.
- Головка на 10, для крышки ГБЦ.
- Головка на 17 длинная, для поворота коленвала.
- Вороток 12 под головку 17, для поворота коленвала.
- Шлицевая отвертка.
- Накидной ключ на 10.
- Табличные значения на двигатель или ГБЦ, приведены ниже.
- Напоминаю, что работа поршней идет так: 1-3-4-2, первый цилиндр со стороны ГРМ.
- Допуск к зазорам +- 0.02мм.
Пример щупов, российского производства
Таблица значений зазоров регулировки клапанов Honda Civic
двигатель | впускной клапан, мм | выпускной клапан, мм |
D14A3 | 0.20 | 0.25 |
D14A4 | 0.20 | 0.25 |
B16A3 | 0.15 | 0.19 |
B18B | 0.10 | 0.18 |
B18B1 | 0.10 | 0.18 |
B18C1 | 0.17 | 0.19 |
B18C5 | 0.17 | 0.19 |
B20B4 | 0.10 | 0.18 |
C27A4 | гидрокомпенсаторы | гидрокомпенсаторы |
C32A1 | гидрокомпенсаторы | гидрокомпенсаторы |
C32A6 | гидрокомпенсаторы | гидрокомпенсаторы |
C35A1 | гидрокомпенсаторы | гидрокомпенсаторы |
D13B | 0.20 | 0.25 |
D15B | 0.20 | 0.25 |
D15B2 | 0.20 | 0.25 |
D15B7 | 0.20 | 0.25 |
D15B8 | 0.20 | 0.25 |
D15Z1 | 0.20 | 0.25 |
D16Y5 | 0.20 | 0.25 |
D16Y6 | 0.20 | 0.25 |
D16Y7 | 0.20 | 0.25 |
D16Y8 | 0.20 | 0.25 |
D16Z6 | 0.20 | 0.25 |
G25A1 | 0.25 | 0.30 |
G25A4 | 0.25 | 0.30 |
H22A | 0.25 | 0.30 |
H22A1 | 0.17 | 0.20 |
H23A1 | 0.17 | 0.20 |
H22A4 | 0.17 | 0.20 |
H23A | 0.09 | 16 |
F22A1 | 0.25 | 0.30 |
F22A6 | 0.25 | 0.30 |
F22B1 | 0.25 | 0.30 |
F22B2 | 0.25 | 0.30 |
F22B6 | 0.25 | 0.30 |
F23A1 | 0.25 | 0.30 |
F23A4 | 0.25 | 0.30 |
F23A5 | 0.25 | 0.30 |
F23A7 | 0.25 | 0.30 |
J30A1 | 0.22 | 0.30 |
J32A1 | гидрокомпенсаторы | гидрокомпенсаторы |
Случайная статья узнай что то новое
Данная статья актуальна для автомобилей Honda выпуска 1992-2000 годов, таких как Civic EJ9, Civic EK3, CIVIC EK2, CIVIC EK4 и CIVIC FERIO (частично). Информация будет актуальна для владельцев Honda Integra в кузовах DB6, DC1, с моторами ZC, D15B, D16A.
- Автоэкзотика — 1 мая
- Jap Days — 22 Июня
- JAP CAR FEST — 19-21 июля
- Москва
- Санкт-Петербург
- Минск
- Уфа
EJ9 и EK3 — записки инженера о Honda Civic 1998. 2010 – 2019 . Вся информация приводится для ознакомления, автор не несет ответственности за вред полученный в результате применения материалов сайта, находясь на сайте вы подтверждаете своё согласие с этим. Сделано Хондоводом для Хондоводов. Автор: Илья Серб Все изображения имеют авторство Карта сайта Honda Civic, всем VTEC!