Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить исправность автомобильного аккумулятора

Внешний осмотр может многое сказать о состоянии аккумулятора. В его ходе важно учесть следующие детали:

  • полярность – должна соответствовать применяемой в вашем автомобиле, полюса «+» и «-» располагаются слева направо в отечественных и ряде азиатских машин, в европейских расположение обратное;
  • указанный срок эксплуатации – аккумуляторы имеют некоторую величину саморазряда, также производители обозначают число циклов зарядки, по исчерпанию которых батарея теряет пригодность;
  • чистота поверхности корпуса – следы подтёков свидетельствуют о неполадках;
  • полюсные клеммы – элементы должны быть чистыми, ровными, чтобы не затруднять контакт;
  • температур – установленный в автомобиль аккумулятор не должен сильно греться, этот фактор в прямом смысле взрывоопасен, произвольно нагревающийся аккумулятор нельзя эксплуатировать.

Проверка уровня электролита

Проверку уровня электролита осуществляют только для обслуживаемых АКБ, где есть доступ к свинцовым пластинам. Нормой принято считать уровень в пределах 10 – 12 миллиметров над уровнем пластин. В качестве измерительного инструмента используют стеклянную трубку со шкалой в миллиметрах. Для замера уровня электролита трубку засовывают в отверстие для доливания до соприкосновения с сепаратором. После этого верхний конец трубки зажимают пальцем и вытаскивают инструмент. Высота жидкости в трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе. Заниженное значение уровня служит признаком интенсивного испарения, что решается добавлением дистиллированной воды.

Проверка емкости АКБ

Важно знать, как проверяется емкость автомобильного аккумулятора мультиметром для того чтобы узнать уровень его заряда. Для этого потребуется:

  • полностью зарядить аккумуляторную батарею;
  • подсоединить на несколько минут к АКБ электрическую цепь с нагрузкой.

Если наблюдается тусклый свет от ламп и показатели на мультиметре находятся в пределах ниже 12, 4 В, то батарея находится в исправном состоянии, но в зимнее время могут возникать трудности при запуске мотора. Высвечиваются цифры на дисплее устройства, которые меньше 12,0 – аккумулятор нерабочий и требует замены. Нормальное напряжение должно варьироваться в диапазоне 13,5-14,0 В.

Проверка плотности электролита

Проверку электролита в АКБ можно условно разделить на две части. Это уровень электролита и его плотность.

Первый параметр можно проверить чисто визуально. Для этого аккумулятор ставим на ровную поверхность и, после того как открыли все крышки, просто смотрим вовнутрь. Кислота должна быть выше уровня пластин ориентировочно на 8–10 мм. В противном случае электролит нужно долить. Ну, или если его нет под рукой, можно для этой цели использовать воду, желательно дистиллированную.

А вот для проверки плотности потребуется специальный прибор. Называется он ареометр. Кстати, с его помощью можно проверить и уровень жидкости в батарее, так что настоятельно рекомендуем вам его приобрести.

Работать ареометром очень просто: опускаем трубку прибора на дно аккумулятора и, предварительно закрыв её верхнее отверстие пальцем, вынимаем обратно. После этого ареометр покажет и уровень, и плотность электролита. Нормальными показателями считаются 10–15 мм для уровня и 1,28 г/см3 для плотности.

При холодной температуре плотность электролита повышается. Так что в холодное время года нормальным показателем будет 1,3 г/см3 и выше!

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

  1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
  2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
  3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
  4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
  5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
  6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Читать еще:  Как достать реле из блока предохранителей

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора

Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

  1. Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
  2. Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.

Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

Таблица зависимости процента заряженности от напряжения

Из таблицы видно, что значение под нагрузкой Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

  • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
  • Типа стартера и его потребляемого ток.
  • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
  • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

Схема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

SKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

Плотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

Читать еще:  Кот съел нитку что делать

Метод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Откручиваем все крышечки от банок.
  2. Сжимаем грушу ареометра.
  3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
  4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

Показания ареометра

Визуальная проверка состояния

Тут сразу стоит понять, что какие-то цифры и результаты измерений, как в случае с использованием тестеров и мультиметров, получить не удастся. Но это нам и не нужно.

Уже во многом по внешнему состоянию батареи можно определить, хорошая она или плохая, как долго прослужит и может ли вообще еще выполнять свои функции.

Рекомендую проводить такие процедуры перед покупкой новой АКБ, а также при приобретении подержанного автомобиля.

  • Корпус. Никаких повреждений и дефектов не допускается. Иначе при нарушении конструкции АКБ может спровоцировать короткое замыкание, отказать в самый неподходящий момент и просто не запустить двигатель;
  • Пыль и грязь. Их наличие не является критичным, но лучше, когда батарея остается в чистом состоянии. Следите за этим;
  • Клеммы. Она должны также быть чистыми. Но тут крайне важно посмотреть, нет ли на клеммах налета белого или зеленоватого цвета. Если есть, это признак окислительных процессов. Батарея плохая;
  • Влаги и следы подтеков. Если течет электролит, визуально заметить это не сложно. Следы влаги также указывают на то, что аккумулятору постепенно приходит конец;
  • Крепление и прилегание. Обязательно проверьте, насколько плотно стоят клеммы и как сильно затянуты крепления, удерживающие на своем законном месте автомобильную аккумуляторную батарею в подкапотном пространстве. Если все держится на соплях, это плохо.

Если влага и грязь будут накапливаться на АКБ, это провоцирует ускоренный саморазряд. Когда клеммы стоят недостаточно плотно, увеличивается сопротивление на участках соединения. Пусковой ток снизится, стартеру будет сложнее запускать двигатель.

Перегрев клемм также ничего хорошего не сулит автовладельцу. Потому допускать такого явления нельзя.

Чтобы аккумулятор работал хорошо и долго, за ним требуется соответствующий уход. Ведь нет абсолютно ничего сложного в том, чтобы периодически удалять все загрязнения и протереть корпус сухой ветошью. Можете подсветить себе лампочкой, чтобы детальнее изучить состояние оборудования.

Еще один момент относительно ухода при появлении следов электролита или образования налета на клеммах. Выкидывать батарею не обязательно. Но при обнаружении потеков нужно правильно удалить электролит. Для этого сделайте слабый щелочной раствор. Готовится он просто. Берется 100 миллилитров воды, и туда добавляется чайная ложка соды. Все тщательно перемешивается, и губкой протирается поверхность. Затем насухо вытрите все тряпками.

При окислении клемм возьмите мелкозернистую наждачку. Предварительно обесточьте АКБ. Далее не лишним будет обработать очищенные клеммы с помощью технического вазелина. Либо просто возьмите немного масла со щупа, и смажьте их. Масло также достойно защищает от закисления.

Проверка

Стоит обращать внимание на технические характеристики зарядных устройств, так можно понять принцип его проверки. Некоторые автолюбители полагаются на показания приборов, которые установлены на зарядниках. Только это не дает никаких гарантий, они вполне могут быть «сбиты», и выдавать ошибочные показания. Поэтому, желательно периодически тестировать зарядное устройство на предмет работоспособности.

Первой проверкой станет замер напряжения. Для этого подключают зарядку к аккумулятору. При этом, проверяется напряжение на крокодилах. Оно должно равняться 14,4 В, и ни в коем случае не колебаться. Любые отклонения считаются признаком неисправности. Если напряжение ниже, но не сильно. Например – 14 В, то вполне возможно использовать это устройство дальше. Только, учитывайте эту особенность, и не пытайтесь заряжать полностью разряженные батареи.

При напряжении ниже 13 В, использовать зарядное устройство нецелесообразно. Также при повышении напряжения, свыше нормального показателя, использовать ЗУ, не рекомендуется. Это может привести к поломкам

Читать еще:  Какое зажигание лучше контактное или бесконтактное

Следующим этапом является проверка силы тока. Для этого потребуется амперметр или мультиметр, позволяющий замерять силу тока. Включают его в одно из плеч зарядного устройства, проще говоря, ток на одну из клемм подают через амперметр.

Существует несколько способов замера подаваемой силы тока, и контроля работы зарядного устройства. Чаще всего, проверяют совпадение показаний встроенных приборов и реальную силу тока. Для этого просто включают ЗУ в сеть, с присоединенным к нему амперметром. И сравнивают показания приборов. Также можно контролировать ход зарядки, как на простых устройствах с ручным управлением, так и на автоматах.

Проверка правильности работы автоматических зарядных устройств, производится следующим образом. Берется полностью разряженный аккумулятор. К нему подключается зарядное, через мультиметр. Проверяется сила тока, подаваемого на батарею. Она должна равняться 10% от емкости АБ. При любых отклонениях прибор считается неисправным.

Приблизительное измерение емкости мультиметром

Имея под рукой мультиметр, дома можно все же попытаться примерно выяснить емкость АКБ. Обязательное условие – батарея должна быть полностью заряжена. Надо знать, что стандартное напряжение АКБ под нагрузкой составляет 12–12,5 В.

Измерение емкости выполняют в такой последовательности:

  1. Для сокращения времени проверки емкости необходимо создать нагрузку от мощного потребителя. Например, 12-вольтная лампочка мощностью 60 Вт создаст нагрузку 5 ампер. Нормальный АКБ емкостью 60 Ач разрядится за 12 часов. Чтобы ускорить процесс измерения, можно соединить последовательно 2 или 3 такие лампочки.
  2. Собирается цепь с последующим соединением АКБ, тестера, потребителя и подается нагрузка. Время от времени проверяют показания мультиметра. Как только показатель упадет ниже 12 В – начнется разряд батареи. Теперь необходимо взять значение прошедшего времени с начала замера и умножить на ток нагрузки потребителя. В нашем случае – это лампочки. Полученный результат и будет примерной емкостью АКБ.

Измерение емкости необходимо производить только тогда, когда АКБ стала быстро терять заряд. Когда полученные измерения меньше паспортных данных изделия, батарею надо менять или ремонтировать.

Причиной выхода АКБ из строя, перепадов напряжения или некорректной работы приборной панели становится неисправность датчиков. Расположение деталей можно узнать, изучив инструкцию по эксплуатации автомобиля.

Датчик ABS

В этом случае нужно проверить сопротивление и напряжение. Начинают работу с выбора подходящего режима. Нормальным является сопротивление 1,2-1,8 кОм. Мультиметр подключают к датчику, двигают идущие к детали провода. Если значение на экране тестера увеличивается или уменьшается, сенсор требует ремонта. Замерить напряжение сложнее. Для этого нужно раскрутить колесо машины, отслеживая показания мультиметра. Нормальное напряжение датчика – 2 В.

Датчик коленвала

Деталь срабатывает в момент, когда двигатель запускается. При ее неисправности автомобиль завестись не может. Если визуальные признаки поломки отсутствуют, используют мультиметр. Устройство переключают в режим измерения сопротивления и подсоединяют к датчику. Норма – 550-750 Ом.

Датчик кислорода

Это устройство выявляет остаточный кислород в выхлопных газах. Перед проверкой датчик осматривают, выявляя повреждения. Если видимые признаки неисправности отсутствуют, измеряют сопротивление и напряжение. Запустив двигатель, наблюдают за показаниями прибора.

В момент пуска на экране появляется число 0,1-0,2. После прогревания автомобиля напряжение повышается до 0,9 В. Если показатель отличается от нормального, датчик неисправен. Нормой считается сопротивление 10-40 Ом.

Датчик детонации

Датчик используется для определения ударной волны, возникающей при сгорании топлива. Величина сопротивления зависит от модели автомобиля. Для измерения напряжения датчик демонтируют, плюсовой щуп мультиметра подключают с сигнальному проводу, минусовой – к массе. Деталь нужно ударить о стену или пол. Только так прибор может зафиксировать напряжение. Нормальным является значение 30-40 мВ.

Датчик скорости

Перед началом измерения датчик осматривают на наличие следов окисления. После этого подключают мультиметр и замеряют напряжение. Датчик можно встряхнуть или покрутить. Если на экране тестера не появляется никакого значения, элемент неисправен.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты