Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить сопротивление бронепроводов мультиметром

Как проверить высоковольтные провода автомобиля?

Роль автомобильных высоковольтных (ВВ) проводов сложно переоценить, ведь с их помощью осуществляется передача «драгоценного» напряжения на свечи, после чего происходит образование искры, которая поджигает топливно-воздушную смесь.

Не будь этих проводов, свечи не смогли бы получать ток, следовательно о работе двигателя не могло бы быть и речи. Нередко именно высоковольтные провода становятся причиной перебоев в работе двигателя. Неисправные провода подают ток с перебоями или не подают его вообще, в итоге воспламенение топливно-воздушной смеси происходит с опозданием или не происходит вовсе. Высоковольтные провода имеют простую структуру, при этом могут иметь массу различных неисправностей, которые доставляют массу неприятностей автомобилистам.

Самое обидное то, что вышедшие из строя высоковольтные провода имеют те же симптомы, что и неисправные свечи или катушка, в итоге вы можете заменить свечи или катушку, а проблема по-прежнему останется нерешенной.

Распространенные неисправности ВВ проводов:

Чаще всего проблема сводится к тому, что ток не может пройти от катушки до электрода свечи, а вот причин по которым это может произойти значительно больше.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ВВП

В отличие от остальной проводки автомобиля, высоковольтные провода зажигания имеют достаточно сложную конструкцию. Они состоят из пластиковых колпачков, металлических контактов, изоляционного слоя и медной токопроводящей жилки.

Изоляция ВВП может быть как однослойной, так и многослойной, в зависимости от качества и стоимости провода. Как правило, все изделия от ведущих производителей обладают многослойной изоляцией. Защитный слой ВВП выполняет две основные функции:

  1. Выступает в роли барьера, препятствующего утечкам тока;
  2. Выполняет функцию защиты токопроводящей жилки от механических повреждений и агрессивного воздействия окружающей среды: испарений, горюче-смазочных жидкостей, влаги, низких и высоких температур.

Токопроводящая жилка ВВП изготавливается из меди, так как этот материал обладает минимальным сопротивлением и долговечностью (порядка 8 лет эксплуатации). Токопроводящий элемент ВВП, согласно ГОСТ 14867-79 должен соответствовать следующим требованиям:

  • Граничное допустимое напряжение – 22 кВ;
  • Минимальное пробивное напряжение – 40 кВ;
  • Максимальная электроемкость – 100 пФ/м;

На обоих концах провода расположены металлические наконечники, выполняющие функцию контактов, посредством которых ВВП соединяются с катушкой и свечами зажигания.

Различные типы наконечников ВВ проводов

При покупке стоит проверить высоковольтные провода на предмет качества соединения контактов и жилки, необходимо чтобы они прочно крепились на жилке и плотно соединялись со свечами, поскольку отсутствие нормального контакта – одна из самых распространенных проблем с ВВП.

Пластиковые колпачки выполняют защитную функцию. Они препятствуют попаданию на контакты влаги и пыли, и защищают их от перепада температуры окружающего воздуха.

Проверка высоковольтных проводов при помощи разрядника

Чтобы проверить высоковольтные провода на авто в условиях, близких к эксплуатационным, потребуется специальный разрядник. Они устанавливаются на модуль зажигания и подключаются к устройству. Один провод установлен на разряднике с зазором 14 мм, а второй провод выводится на массу. При помощи специального прибора имитируется работа двигателя.

Устанавливается режим работы в 2000 об/мин., при этом искровой разряд должен быть устойчивым и бесперебойным. После этого провода меняются местами, и проверка повторяется в том же режиме. Эта операция проделывается попарно со всеми проводами, подсоединенными к свечам цилиндров автомобиля.

Основные признаки неисправности бронепроводов Ваз 2112

Высоковольтные провода Ваз 2112 подвержены некоторым типичным неисправностям:

Разрыв соединения. Электрическая цепь часто прерывается на участках соединений контактов из металла проводки с жилой (токопроводящая). Также разрыв может случиться:

  • при отсоединении провода;
  • при ненадежном взаимодействии определенных узлов системы зажигания;
  • когда жила окисляется.

Фото: Износ бронепроводов Ваз 2112

Утечки тока. Причиной утечки могут быть:

  • загрязненная проводка;
  • грязь на свечах зажигания;
  • распределительная крышка;
  • катушка зажигания;
  • поврежден изоляционный слой.
  • неисправность колпачков проводки. Напряжение падает от засорения проводки, свечей, распределительной крышки, катушки зажигания, когда повреждается изоляция и колпачки проводки.

Совет эксперта: Характерной предпосылкой для порчи соединений является нагрев/искры. Это чревато выгоранием жилы/металлических контактов.

Проводим проверку и снимаем показатели

После проведения визуального осмотра можно приступать к проверке с помощью мультиметра. Если нет уверенности, что после снятия всех проводов сразу, вы не запутаетесь в правильном их подсоединении, то лучше проводить проверку, снимая их по одному.

После снятия провода, к обоим его концам подсоединяются щупы мультиметра. Полярность при измерении сопротивления не имеет значения. На приборе следует установить регулятор выбора режимов на измерение сопротивления, то есть в режим омметра.

Отсутствие показаний омметра явно указывает на разрыв в проводе. Если проверка надежности подсоединения щупов результатов не дает, то такой провод заменяется. Среднее значение сопротивления должно быть ориентировочно около 5 кОм. На разных моделях двигателей этот показатель может отличаться. Но он будет близок к этому значению.

Зачастую значение сопротивление конкретной марки проводов указывается на их изоляции. Также следует взять во внимание, что значения сопротивлений в одном комплекте проводов не должно отличаться более чем на 2-3 кОм. Если есть очень большая разница в измерениях, то менять следует весь комплект.

Требования к высоковольтным проводам

Современные производители при изготовлении проводов придерживаются следующих основных требований:

  • химическая стойкость изоляции к агрессивной среде;
  • повышенная стойкость к изменению температуры;
  • малое сопротивление;
  • в эксплуатации ток должен идти только от катушки до наконечника свечи, утечек не должно быть

В случае неисправности может происходить утечка напряжения, а это повлечет за собой увеличение расхода топлива, динамика работы мотора ухудшится и увеличится токсичность выхлопа.

Виды кабеля

Бронепровод получил свое название от толщины защитной оболочки и внутренней жилы, которые сильно отличаются в большую сторону сравнительно с прочими линиями передачи тока автомобиля. Ранее использовалась монолитная изоляция и плотный тросик из медных проводников.

Со временем «бутерброд» оплетки изменился. Добавились слои изолятора — внешний и внутренний, разделенные усиливающим кордом. Шина тоже модифицировалась — на смену дорогой меди пришли неметаллы, наподобие хлопчатобумажной или льняной нити, кевлавра, стекловолокна или пластика. Для обеспечения их проводимости с определенным сопротивлением, тросики пропитываются взвесями угля или сажи. Основная пропускная способность жилы по току обеспечивается внешним покрытием резистивной шины — ферропластом (силиконом или пластиком с алюминиевой крошкой).

Высоковольтные провода — мощные источники электрических помех, сила которых зависит от характеристик нагрузки шины. Посторонние скачки ЭМИ могут не только вызывать «наводку» на электронные части автомобиля, но и создавать паразитные токи на металлических элементах двигателя. В целях борьбы с проблемой используются три метода, все из которых направлены на повышение конечного сопротивления линии прохождению тока:

  1. Мощный резистор в концевом контакте кабеля. Применяется, в основном, для медного бронепровода, сопротивляемость которого изначально низка и составляет 0.022 Ом на метр длинны.
  2. Увеличение толщины внутренней неметаллической шины под слоем ферропласта. Таким методом увеличивают активное сопротивление. Резистивность линии становиться 1–6 кОм/м.
  3. Пружина из нержавейки поверх ферропласта — организация реактивного сопротивления. Характеристика нагрузки вырастает до 12–40 кОм/м.

Для высоковольтных линий важны и наконечники с защитными колпачками. Именно в них происходит соприкосновение контактных площадок устройств с линией передачи бронепровода. Для конечного владельца может быть важной и форма колпачков. Они выпускаются прямыми и Г-образными.

Нормативами для высоковольтных проводов служит национальный ГОСТ Р 53826-2010 и международный ISO 3808:2002. В них заложены требования к сопротивляемости изолятора бронепровода на пробой 35–40 кВт и сохранению его работоспособности, совместно с целостностью, в промежутке от +60 до +110°C.

Ответ читателю

Доброго времени суток и вам, Николай! Если мультиметр у вас на руках, то определить неисправность бронепроводов, не составит Вам труда, что мы расскажет. Но для начала давайте подробнее рассмотрим их назначение и расскажем об альтернативных методах диагностики.

Назначение бронепроводов

Основная задача этих элементов системы зажигания – передача высоковольтного импульса зажигания от распределителя зажигания или от катушки до свечей.

Попутно они справляются со следующими задачами:

  • Устранение радиопомех;
  • Обеспечение для сигнала высококачественной изоляции;
  • Защиту от выхода из строя различных элементов системы зажигания.

Если случится так, что провод потеряет нормальные электрические параметры, то двигатель может начать «троить». При первых симптомах неисправность стоит выявить и устранить, иначе существует риск, что выйдет из строя вся система зажигания.

Из-за чего случаются поломки бронепроводов

Самым распространенным явлением, влияющим на состояние этих проводов, является их физический износ и старение.

Ресурс бронепроводов тоже имеет предел:

  • Из-за того, что провода находятся в непосредственной близости к двигателю, особенно в холодные времена года, бронепровода испытывают на себе серьезные перепады температур – 100 градусов и более.
  • По этой причине начинает страдать изоляция провода, и через некоторое время на ней появляются микротрещины.
  • После внутрь начинают проникать различные агрессивные вещества: влага, пары антифриза и омывающей жидкости, масло и солевые растворы, которыми в зимнее время обрабатываются некоторые дороги.
  • Со временем трещина неизбежно достигнет токоведущей жилы, и сигнал может дать пробой на массу.
  • Нередко провода могут износиться вследствие механического воздействия, особенно в местах соединения со свечами и катушкой зажигания.

Совет! Укладывайте провода правильно, и обязательно используйте поливинилэфирные хомуты.

  • Еще один вариант – это превышение максимального рабочего напряжения, что случается при пробое по первичной обмотке катушки.

Первые признаки поломки

В каких случаях можно подумать на неисправность бронепроводов?

  • Затрудненный старт двигателя – что и наблюдается у нашего читателя;
  • «Троение» двигателя;
  • Ваша автомагнитола стала ловить помехи намного сильнее, чем раньше;
  • Вырос расход топлива;
  • Цвет изоляции изменился.

Основные признаки неисправности высоковольтных проводов

Основанием для проверки высоковольтных проводов своими руками могут служить следующие признаки:

  • двигатель плохо заводится;
  • наблюдаются перебои в работе;
  • особенно касается случаев, когда перебои появляются и пропадают с изменением оборотов;
  • при работе двигателя ощущаются вибрации (работают не все цилиндры);
  • мотор «троит» (то же самое);
  • автомобиль утратил приемистость и динамичность, наблюдается резкое снижение мощности;
  • при осмотре исправной свечи зажигания видны признаки, указывающие на то, что она не работает («мокрая свеча»).

Все эти признаки указывают на проблемы в системе зажигания в целом, однако, достаточно часто «виноваты» именно высоковольтные провода. Чтобы устранить неисправность, либо исключить вероятность, что вышли из строя именно эти детали, достаточно потратить всего несколько минут на простую диагностику по описанному ниже алгоритму.

Визуальная проверка

В первую очередь, желательно осмотреть высоковольтные провода на предмет повреждений. Дело в том, что их изоляция достаточно чувствительна к маслам, топливу, охлаждающей и тормозной жидкостям. Если что-то из этого попало на высоковольтные провода, то со временем они могут выйти из строя.

Кроме того, изоляция может повредиться в результате прикосновения к горячим поверхностям двигателя. Такое достаточно часто наблюдается в случаях, когда провода не закреплены соответствующим образом, и находятся в свободном состоянии. Тщательный визуальный осмотр позволит выявить такие дефекты, и сразу определить неисправность.

Следующим шагом можно выполнить проверку высоковольтных проводов на наличие разрыва без их демонтажа. Для этого достаточно внимательно посмотреть на них в полной темноте при работающем двигателе. Если в каком-либо из проводов есть разрыв, то в этом месте будет наблюдаться искрение даже сквозь изоляцию.

Важно! Не рекомендуется выполнять подобную проверку в наглухо закрытом гараже. Это опасно. Выхлопные газы могут вызвать удушье, потерю сознания и даже привести к летальному исходу.

Далее высоковольтные провода следует снять с двигателя. Если нет уверенности в том, что вы не перепутаете их при обратной сборке, можно снимать их по одному, по очереди. Как вариант, не запутаться поможет изолента, из котором можно сделать бирки, и нанести на них соответствующую маркировку.

После демонтажа следует осмотреть концы проводов. На оголенной их части не должно быть явных следов нагара, окислений, ржавчины, солей и прочей грязи, которая может препятствовать надежному контакту. В некоторых случаях проблему позволяет решить простая очистка проводников.

Если визуальный осмотр ничего необычного не показал, то выполняется следующий этап.

Проверка при помощи мультиметра

Для этой части проверки потребуется мультиметр. Подойдет даже самый дешевый за пару долларов. В качестве альтернативы можно также использовать аналоговый омметр. Однако с цифровым мультиметром работать гораздо удобнее и нагляднее.

Первым делом необходимо проверить каждый высоковольтный провод на целостность и способность пропускать электрические импульсы. Для этого мультиметр включается в режим прозвонки, а щупы прикладываются к противоположным концам провода. Если прибор подает сигнал – провод целый. Если молчит – в наличии явный обрыв.

Далее необходимо измерить сопротивление каждого высоковольтного провода. Для этого мультиметр переключается с режим омметра. Если диапазон измерений на вашем приборе устанавливается вручную, установите его на измерение сопротивления в диапазоне от 2 до 10 кОм. Далее щупы прикладываются к противоположным концам каждого провода, после чего показания прибора сравниваются. Большого разброса быть не должно. Если на каком-либо проводе наблюдается чрезмерно высокое сопротивление (по сравнению с большинством), то такой провод уже непригоден к эксплуатации и подлежит обязательной замене.

Довольно часто при выполнении измерений сопротивления при помощи мультиметра допускается ошибка, которая сводит на нет все старания. Суть ее заключается в том, что щупы к оголенным проводам прикладываются и удерживаются руками. В результате мультиметр измеряет не только сопротивление провода, но и сопротивление тела человека. Это дает заметную погрешность, и в ряде случаев просто сбивает с толку, делая диагностику некорректной и абсолютно бесполезной.

Чтобы показания мультиметра были максимально точными, рекомендуется расположить провод на какой-либо поверхности, которая не проводит ток (например, на сухом деревянном столе), после чего прижать щупы к оголенным концам, не притрагиваясь к ним пальцами. Также можно воспользоваться небольшими зажимами типа «крокодил».

Итоги

Проверить высоковольтные провода зажигания своими руками достаточно просто. Для этого не нужны особые инструменты и приспособления. Если какой-либо (даже один) из проводов на каком-то этапе проверки выявился неисправным, рекомендуется купить и заменить весь комплект. В противном случае перебои, нестабильность работы и плохая приемистость двигателя может наблюдаться и после ремонта.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector