Avto505.ru

Авто 505
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить статор и ротор генератора

Как прозвонить генератор ваз 2110 мультиметром

Стабильная и корректная работа электроники автомобиля во многом зависит от исправности генератора. Именно он обеспечивает питание всех устройств, а также способствует запуску двигателя. В связи с этим важно следить за его исправностью, а при необходимости знать, как проверить генератор автомобиля мультиметром.

Данный элемент напрямую связан с аккумуляторной батареей, с которой также нередко возникают проблемы. А при необходимости подключить к штатной бортовой сети новые устройства и различные приборы следует проверить исправность генератора, так как именно он является источником штатного тока. Другими словами, это один из тех узлов, которые необходимо регулярно проверять.

Как проверить обмотку статора на замыкание?

Не у всех имеется мультиметр. Однако для точного выполнения работ потребуется измеритель сопротивления. Он показывает количество Ом в конкретной части обмотки. При отсутствии возможности использовать специальные приборы, потребуется выполнить более сложные операции. Процесс проверки выполняется в следующем порядке:

  • демонтируйте генератор и разберите его до изъятия статора;
  • замкните лампочку на фазах АКБ;
  • поочередно подсоедините обмотку к фазам аккумулятора.

Обнаружить наличие замыкания между витками позволяет отсутствие питания на лампочке. Если она не горит, значит, в цепи имеется разрыв.

С приборами процедура выполняется гораздо быстрее и точнее. Опытный автоэлектрик определит не только наличие разрыва, но и точный участок. В нашем автосервисе вы дополнительно сможете перемотать статор, что сэкономит деньги на покупке новой обмотки.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Генератор БАТЭ 3212.3771 представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным, диодным, блоком и электронным регулятором напряжения. Проверка ротора, статора и встроенного выпрямительного блока производится на снятом с машины генераторе. Для проверки исправности регулятора напряжения, снимать генератор с автомобиля не обязательно.

Генератор БАТЭ 3212.3771, проверка ротора, статора, регулятора напряжения и выпрямительного блока.
Проверка ротора 32.3771200 генератора 3212.3771 на обрыв и короткое замыкание обмотки.

Для проверки обмотки ротора на обрыв и короткое замыкание подсоединяем щупы омметра к контактным кольцам и измеряем сопротивление обмотки ротора, которое должно находиться в пределах 2.3–2.7 Ом. Если сопротивление меньше указанного, значит обмотки ротора замкнуты между собой. Если сопротивление очень большое, стремится к бесконечности, значит в обмотках ротора имеется обрыв. В обоих случаях ротор генератора необходимо заменить.

Чтобы проверить, не замыкают ли обмотки ротора на «массу» подсоединяем щупы омметра к корпусу генератора и поочередно к контактным кольцам. Измеренное сопротивление должно быть очень большим, стремится к бесконечности. Если омметр покажет небольшое сопротивление, значит обмотки ротора замкнуты на «массу». В этом случае ротор необходимо заменить.

Проверка обмоток статора 32.3771100 генератора 3212.3771 на обрыв и замыкание на массу.

Для проверки обмоток статора на обрыв, омметром поочередно измеряем сопротивление между всеми выводами обмоток. Если измеренное сопротивление стремится к бесконечности, значит в обмотках статора имеется обрыв и статор необходимо заменить.

Чтобы проверить, не замыкают ли обмотки статора на «массу», подсоединяем щупы омметра к корпусу статора и поочередно к каждому выводу обмоток. Измеренное сопротивление должно быть очень большим, стремится к бесконечности. Если омметр покажет небольшое сопротивление, значит обмотки статора замкнуты на «массу». В этом случае статор нужно заменить.

Осмотрите обмотки статора, на изоляции обмоток не должно быть следов перегрева, который является следствием короткого замыкания в диодах выпрямительного блока. Если на обмотках есть следы перегрева, то статор необходимо заменить.

Проверка регулятора напряжения Я2132А2 или К1216ЕН1.

Генератор БАТЭ 3212.3771 комплектуется электронными регуляторами напряжения Я2132А2 или К1216ЕН1. Для проверки регулятора напряжения, его необходимо снять с генератора. На снятом регуляторе подсоединяем к щеткам лампу 1–3 Вт, 12 В, а к выводам щеткодержателя – источник питания постоянного тока вначале напряжением 12 Вольт, а затем 15–16 Вольт.

Читать еще:  Какая приора хэтчбек красивее черная или белая

В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе напряжения пробой, если не горит, то обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора напряжения. В обоих случаях щеткодержатель с регулятором напряжения необходимо заменить.

Проверка диодов выпрямительного блока генератора 3212.3771.

Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный может либо вообще не пропускать ток, это обрыв цепи, или пропускать ток в обоих направлениях, это короткое замыкание. Для проверки диодов выпрямительного блока можно использовать пробник с лампой 1–3 Вт или подсоединить аккумуляторную батарею через лампу 1–3 Вт, 12 Вольт.

Генератор БАТЭ 3212.3771 может комплектоваться следующими типами выпрямительных блоков : БПВО 76-105-02, БВОЗ-105-09, БВО4-105-ПП, ИАЕЮ.435315.069-09, ИАЕЮ.435315.069-27, FIM.R 098.50A 14V с четырьмя парами диодов.

Проверка на короткое замыкание одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов.

«Плюс» пробника подсоединяем к верхней пластине выпрямительного блока, а «минус» – к корпусу генератора. Если лампа пробника горит, то и в блоке «положительных», и в блоке «отрицательных» диодов имеется короткое замыкание.

Проверка замыкания в «положительных» диодах.

Для проверки замыкания в «положительных» диодах, «плюс» пробника подсоединяем к верхней пластине выпрямительного блока, а «минус» к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампа пробника горит, то пробиты один или несколько «положительных» диодов.

Проверка замыкания в «отрицательных» диодах.

Для проверки замыкания в «отрицательных» диодах, «плюс» пробника подсоединяем к выводу одной из фазных обмоток статора, а «минус» к корпусу генератора. Если лампа пробника горит, то пробиты один или несколько «отрицательных» диодов или обмотки статора замыкают на корпус генератора. Обрыв в диодах определяется по резкому снижению тока отдачи. Однако это может быть также следствием обрыва или замыкания в обмотках генератора.

Проверка замыкания и обрыва в цепи дополнительных диодов.

Для проверки замыкания в дополнительных диодах, «плюс» пробника подсоединяем к выводу выпрямительного блока, вывод «D» генератора, а «минус» к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампа пробника горит, то в одном из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Обрыв в дополнительных диодах определяется по низкому напряжению, ниже 13.8 Вольт, на выводе «D» генератора при средней частоте вращения ротора. Выпрямительный блок при выходе из строя меняется в сборе.

Статор генератора

Обмотки статора можно смотреть только отсоединив или отпаяв выводы от диодного моста. Сопротивление между выводами обмоток должно быть примерно 0,2 Ома. А между выводом любой обмотки и 0 (общим выводом) около 0,3 Ом. Если замыкают обмотки статора или диодный мост, то генератор при работе сильно гудит.

[box type=»info»] Точно так же проверка изоляции на пробой осуществляется через лампу напряжением 220 вольт. Один контакт подсоединяется к выводу обмотки, второй на корпус статора. При исправной изоляции лампа гореть не должна![/box]

Так же внимательно осмотрите состояние внутренних частей статора и наружной части ротора. Они не должны соприкасаться между собой при работе. Как говорится «башмачить». При такой работе генератор издает повышенный шум, что свидетельствует об износе подшипников или втулок.

Видео, проверка на самодельном стенде:

Проверка обмоток статора

Проверка статора начинается с визуального осмотра. Обращаем внимание на внешние повреждения корпуса и изоляции, места прожигания проводов при КЗ.

Несправный узел следует отдать в перемотку или заменить его. При внешней целостности проводов, начинаем исследовать с помощью тестера.

Перед началом работ следует убедиться в отключении агрегата от сети, отсутствие контакта выводов обмоток статора.

Выполняя работу по проверке нормального состояния узла, убеждаемся:

  • В целостности цепи обмоток. Для этого выставляем прибор в режим замера сопротивления. Щупы закрепляем на первую пару выводов, затем проверяем 1-ю обмотку и 3-ю, 3-й и 2-й выводы. Если при обрыве стрелка аналогового прибора уйдет за шкалу, следует провести перемотку обмоток.
  • В отсутствии межвиткового КЗ и на корпус. Для этого, один из наконечников подсоединяем к выводу, второй — к корпусу. Если обмотки замкнуты – на шкале будет меньшее значение сопротивления, чем на исправных.
Читать еще:  Раскоксовка лавр мл 202 инструкция

Асинхронные генераторы переменного тока

Асинхронными указанные генераторы называются за то, что частота генерируемого тока отличается от скорости вращения вала (даже с учётом количества полюсов). Конструктивно подобная машина считается типичным двигателем с фазным или намагниченным ротором. От синхронной намотка вала отличается отсутствием участка между полюсами. За счёт этого плюс и минус менее выражены. Итак, в зависимости от типа конструкции асинхронного двигателя методика запуска его в режиме генератора различается.

Для короткозамкнутого ротора полагается предварительно намагнитить вал. Это делается при помощи короткого, но сильного импульса тока. От полярности зависит расположение полюсов. Обратите внимание, что сравнительно малое сечение вала не позволит создать сильное магнитное поле. Значит, сообразно указанному выше, приходим к выводу, что большого напряжения при помощи описанного генератора получить не удастся. Гораздо выгоднее намагнитить фазный ротор из пластин путём подачи напряжения на катушки. Со статора начнёт сниматься напряжение. Движущей силой становятся:

  1. Сгорающие газы или вал двигателя автомобиля.
  2. Ветряное колесо.
  3. Велосипед.

Электричество образуется за счёт изменения поля. Магниты бывают постоянными (короткозамкнутый ротор) или электрическими (фазный ротор). Второй тип устройств нужно запитывать током, к примеру, от аккумулятора через токосъёмник (кольцо на валу). Сообразно указанной конструкции вырисовываются способы проверки генератора мультиметров. В случае короткозамкнутого ротора тестируем исключительно статор. Количество выводов зависит от фазности питания и прочих особенностей:

Генератор асинхронного типа

  • Обмотки статора трёхфазного генератора объединены по схеме звезда. Образуют общую точку, а три противоположных конца сажаются на фазы А, В и С. В этом случае попарно следует мультиметром проверить генератор на предмет величины сопротивления. Ответ неизменно одинаковый.
  • Потом проверяется изоляция на корпус. Для этого потребуется специальное оборудование: формирователь испытательного напряжения 500 В и токовые клещи (один вариант среди прочих). Сопротивление изоляции по стандарту не меньше 20 МОм. Если присутствует короткое замыкание, двигатель строится по схеме с глухозаземлённой нейтралью, что типично для напряжений до 1 кВ. В этом случае конструкция уточняется по техническим характеристикам. Проще данные на асинхронный двигатель найти в интернете.
  • Статор бытового асинхронного двигателя намного сложнее. Подобные машины не используются в качестве генераторов, но… мы покажем, как проверить работоспособность. Чаще присутствует две обмотки, одна питается через конденсатор и становится пусковой либо вспомогательной. В нашем случае с каждой допустимо снимать напряжение. Сопротивление вспомогательной (или пусковой) обмотки обычно чуть больше, нежели у рабочей. Это легко проверить тестером. Потом измеряется сопротивление изоляции на корпус генератора.

Ротор тестируется вместе с токосъёмниками. Трёхфазные схемы рассчитаны на работу с изолированной нейтралью, чтобы проверить обмотку генератора мультиметром, следует попарно измерить сопротивление между всеми тремя кольцами. Значения обязаны сравняться. Иногда отмечается замыкание на корпус (схема с глухозаземлённой нейтралью). Все упирается в конструктивные особенности двигателей (генераторов). При наличии одного либо двух колец делаем вывод об однофазном питании. Прозванием катушку, проверяем изоляцию на корпус.

Читать еще:  Прошивка евро 2 или евро 0

Причины нарушения стабильной работы статора генератора

Перед тем как проводить проверку нужно точно узнать, какой именно генератор установлен на вашем автомобиле. Это можно узнать из мануала, но лучший способ узнать модель и параметры генератора – это заглянув под капот найти заводскую бирку. На ней вы найдёте все нужные значения. Если не учитывать различия в моделях генераторов, то результат проверки будет неточен. Зная основы электрики, несложно самому выявить различные проблемы в работе генератора, да и других систем электрической системы.

Все поломки статора можно условно разделить на две группы:

  • Обрыв проводов обмотки;
  • Замыкание провода на массу.

Если эксплуатация автомобиля проходит в условиях повышенной влажности или при резких сменах температурного режима, изоляция может потрескаться и расслоиться. Это может спровоцировать межвитковое замыкание и даже выход из строя всего генератора, что станет причиной внезапного разряжения аккумулятора, так как генератор не сможет полноценно его заряжать.

Проверка регулятора напряжения

Проверить регулятор напряжения (реле-регулятор) можно, используя внешний регулируемый источник питания 12…16 В (рис. ниже).

Схема проверки реле-регулятора

Для проверки к реле подключается регулируемый источник плюсом на выходную клемму, а минусом на массу. К щеткам подсоединяется автомобильная лампа 12 В. При напряжении источника питания более 14.5 В лампа должна гаснуть. Неисправный регулятор напряжения требует замены. Реле – регулятор старого типа подлежит настройке.

Ремонт генератора своими руками

Под ремонтом статора обычно понимается перемотка статора генератора. Для этой процедуры вам понадобится внушительный набор инструментов:

  • Намоточный станок;
  • Медный провод (может потребоваться около 8 катушек);
  • Трамбовка;
  • Сверлильный станок;
  • Устройство для сушки покрытого лаком статора;
  • Молоток, набор отвёрток и ключей.

Намотка статора автомобильного генератора — это и есть ремонт статора. Для начала следует извлечь сам статор из генератора. Старая обмотка опаливается, но перед этим должна быть составлена схема обмотки статора генератора, идентичная старой трёхфазной или однофазной обмотке. При опаливании магнитные свойства металлического пакета статора не ухудшаются, поэтому можно не переживать. Когда обмотка полностью обгорит, следует провести полную очистку посадочного места. Нарезаются изоляционные прокладки из синтофлекса и устанавливаются в пазы.

Перематывать обмотку следует по заранее нарисованной схеме. Линейный принцип используется в однофазном генераторе, а трехфазная обмотка статора предполагает соединение «звездой» или «треугольником». При перемотке провод из первого паза должен идти сразу в четвёртый. Сначала наматывается половина витков в одну сторону, потом вторая половина в противоположную сторону. Пазы заделываются выступающими частями прокладок, после чего катушки нужно простучать молотком. Чтобы не повредить обмотку, нужно использовать проставку.

Перед тем, как проверить токами работоспособность статора, следует убедится в отсутствии короткого замыкания. Если найдётся замыкание, значит изоляция была уложена некачественно. Следует отыскать проблемное место и, используя прокладку, устранить пробой.

Перед пропиткой лаком нужно проверить размеры перемотанного узла, он не должен при сборке генератора выступать за края. Контакты связываются нитью, которая не расплавится при сушке и помещается в ёмкость с лаком. После пропитки статора его помещают в печь для сушки, предварительно дав элементу обтечь. Если нет подходящей печи, статор можно просто подвесить, установив снизу нагревательный элемент. Когда лак перестанет липнуть, сушка будет закончена. При использовании подогрева сушка обычно занимает около 2-3 часов.

При нестабильной работе генератора для многих решением проблемы становится замена всего узла. Но если знать, как проверить все элементы генератора, то даже процедура обмотки статора будет вам по плечу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector