Как проверить уровень топлива в баке
Как измерить бензин в баке
Расход бензина, помноженный на его стоимость, может стать решающим аргументом в выборе автомобиля, но часто бывает недостаточно знать, сколько топлива сгорает по регламенту и в реальности. Когда индикатор дает сигнал, что горючего мало, а особенно – если он выходит из строя и лампочка вовсе не горит, – встает самый главный вопрос: как узнать, сколько осталось бензина?
Левые рейсы и приписки маршрутов также ложатся на счёт предприятия дополнительными расходами.
Контролируя свой автопарк с помощью GPS-мониторинга, руководитель всегда будет знать, где в настоящее время находятся машины, по какому маршруту они совершали поездки, были ли отклонения и незапланированные рейсы. Вся эта информация будет доступна в виде подробных отчётов.
Однако помимо ключевых функций — отслеживания маршрута и контроля уровня топлива — система Wialon предлагает дополнительные решения, которые также помогают сократить транспортные расходы.
Неисправности
По каким причинам может не работать указатель уровня топлива:
- отсутствие хорошего контакта на каком-либо из участков цепи (отламывание проводов, окисления в местах соединения разъемов, трещины в местах пайки);
- неисправность индикатора приборной панели (к примеру, нарушения мест пайки);
- отсоединение поплавка от скользящего контакта;
- сгорел предохранитель;
- отсутствие контакта между резистивной дорожкой и скользящим контактом. Причиной может стать образование на поверхностях окислов, налета, ослабление нажима скользящего контакта на резистивный слой, истирание дорожек резистивного слоя.
Указатель «врет», работает с перебоями
Причины, по которым указатель неверно показывает уровень топлива в баке:
- наличие в цепи дополнительного сопротивления (окисление в местах разъемов, плохой контакт массы, образование окислов, отложение на резистивном слое и скользящем контакте);
- дефект литья поплавка, из-за чего он наполняется топливом. Поломка крайне редкая, но все же возможна, впрочем, как и выгибание тяги поплавка вследствие механического воздействия при неквалифицированном ремонте;
- образование налета на направляющей стойке (характерно только для датчиков трубчатого типа). В таком случае движение поплавка будет затруднено.
Стрелка всегда показывает полный бак, если в системе:
- произошел отрыв поплавка от скользящего контакта (в таком случае ползунок всегда будет в крайнем положении);
- провод, идущий к указателю, где-то коротит на массу, из-за чего в цепи уменьшается сопротивление.
Дергающаяся стрелка УУТ свидетельствует о частичном истирании резистивной дорожки потенциометра. Это же будет причиной перебоев в работе указателя. Поскольку чаще всего автомобиль используется с топливным баком, заполненным на 40-60%, то именно в этом диапазоне истирание резистивного слоя происходит быстрей всего. Поэтому указатель может исправно работать, только когда положение скользящего контакта попадает на неповрежденный резистивный слой.
Емкостной измеритель — преимущества для контроля уровня топлива в автомобильном баке
Емкостной электронный датчик уровня топлива в баке монтируется по желанию автомобилиста. Он позволяет с максимальной точностью контролировать расход горючего, фиксировать количество дозаправок, а также факты несанкционированного слива. Измерительный блок данного устройства представляет собой конденсатор две вставленные одна в другую, но не соприкасающиеся между собой трубки. В верхней части они соединены к плате прибора. Полость между ними заполняется горючим. На конденсатор подается электроток. Удельное электросопротивление бензина ниже, чем у воздуха. Соответственно, чем меньше бензина, тем дольше заряжается конденсатор.
Плата электронного датчика уровня топлива в баке подсчитывает время зарядки. На основании полученных данных вычисляется высота столба горючего как в конденсаторе, так и в самой емкости. Данный прибор подключается к GPS-трекеру и передает в систему мониторинга информацию о выполненных вычислениях. Она поступает в зависимости от настроек пользователя — или в режиме реального времени или с определенной периодичностью.
Установка
Перед тем как обратно установить датчик уровня топлива, необходимо выполнить следующие операции.
- Произвести очистку посадочного места от старого герметика.
- При наличии новой прокладки установить ее на посадочное место, совместив отверстия под крепежные болты. Для автомобилей солидного возраста (10 лет и более) с новой прокладкой рекомендуется использовать герметик.
- Сборка осуществляется в порядке обратном снятию.
- После сборки проверить показания на индикаторе уровня топлива.
- Проехать 30-50 км, снова обеспечить доступ к топливному датчику и проверить наличие запаха горючего и утечек.
Популярные системы контроля расхода топлива
Мы не будем рассматривать различные устаревшие, ненадёжные и экзотические ныне способы контроля, вроде датчиков топлива проточного типа с «турбинками». Остановимся на современных способах контроля расхода топлива, популярных среди пользователей системы GPShome и наших партнёров.
Контроль нормативного расхода топлива
Самый простой способ контроля основан на расчёте «нормативного» расхода топлива исходя из пробега автомобиля, времени работы двигателя на холостом ходу и местности, в которой эксплуатируется автомобиль (город, трасса, горные дороги и тп.). Этот метод очень прост, так как не требует никакого специализированного оборудования, кроме ГЛОНАСС/GPS-терминала, подключённого к датчику зажигания (ACC). Сервер спутникового GPS-мониторинга рассчитывает пробег и моточасы, исходя из данных, поступивших от GPS-трекера транспортного средства. После этого, исходя из нормативного расхода топлива и различных коэффициентов, описанных в нормативной документации — «Методических указаниях» Минтранса РФ, сервер мониторинга рассчитывает нормативный расход топлива.
Контроль расхода топлива по нормативам — простой и дешёвый. Можно использовать самые простые GPS-трекеры. Не нужно ставить никаких датчиков уровня топлива, модифицировать топливную систему автомобиля, подключаться к бортовому компьютеру с помощью CAN-адаптера и тому подобное.
Обратной стороной этой простоты является то, что нормы расхода топлива не в полной мере учитывают особенности эксплуатации транспорта и его техническое состояние. Пробки, неисправности двигателя, перегрузка могут приводить к увеличению фактического расхода топлива и конфликтам с водителем, допустившим перерасход. С другой стороны, водитель, машина которого израсходовала топлива меньше нормы, получит «премию» в виде полной стоимости разницы между нормативным и фактическим расходом ГСМ, даже если в этой экономии нет его непосредственной заслуги.
Учитывая достоинства и недостатки контроля топлива по нормативам, мы рекомендуем использовать его в следующих случаях:
- Если контроль расхода топлива для Вашего предприятия является желательным, но не обязательным фактором (например, если сотрудники получают фиксированную оплату за километраж, за рабочее время, по числу выездов и тп.)
- Если по каким-то причинам на Ваш транспорт нельзя установить ёмкостной LLS-датчик уровня топлива или подключить GPS-трекер к штатному датчику уровня топлива или к CAN-адаптеру.
- Для оценки отклонения фактического расхода топлива от нормативного — планового — расхода. С этой целью нормативные данные включены в отчёт «Расход топлива (фактический)».
Контроль расхода по штатному датчику топлива
Этот способ применяется довольно часто. Штатный датчик уровня топлива — это обычно поплавок с рычагом, подключённым к реостату, или переменному резистору. При движении рычага положение реостата изменяется, изменяя сопротивление в электрической цепи. Измеряя сопротивление (или напряжение), можно выяснить положение поплавка в баке и уровень топлива. Такие датчики применялись на транспорте начиная с 1940-х годов, ими в разных вариантах оснащены большинство легковых и грузовых автомашин. Штатный датчик уровня топлива хорош тем, что он предусмотрен конструкцией любой автомашины или иного агрегата с двигателем внутреннего сгорания и может быть подключён к GPS-терминалу как обычный аналоговый датчик.
Использование штатного датчика имеет и свои минусы. Во-первых, для подключения требуется некоторое вмешательство в электрическую схему автомашины. Во-вторых, и это главное, показания штатного датчика могут сильно «плавать» из-за колебаний уровня топлива в баке при тряске. Даже если движения стрелки указателя уровня топлива на приборной панели кажутся незначительными, реальные показания датчика могут иметь разброс на десятки литров, внося путаницу в данные о расходе топлива на сервере мониторинга.
Контроль уровня топлива по дополнительному ёмкостному датчику
Это наиболее точный способ контроля. Он полностью независим от бортовых систем автомобиля, но требует установки дополнительных ёмкостных датчиков в каждый бак автомобиля.
Ёмкостной датчик уровня топлива представляет собой ёмкостной измеритель уровня — длинную трубку — с креплением и управляющим электронным блоком. Датчик устанавливается в верхней точке бака таким образом, чтобы трубка-измеритель была погружена в топливо. Ёмкостные датчики бывают аналоговыми или цифровыми, что позволяет подключать их к разным портам GPS-трекера. Ёмкостной датчик уровня топлива отличается высокой точностью, которая не изменяется при обрезании трубки-измерителя по размеру бака: диапазон выходного сигнала остаётся прежним. Он не имеет никаких движущихся частей, исключительно надёжен и меньше подвержен колебаниям уровня жидкости, чем рычажный потенциометр штатного указателя уровня топлива.
Система GPS-мониторинга получает и преобразует данные от датчика в информацию о текущем уровне топлива или иной жидкости. Исходя из изменений уровня топлива в баке фиксируется его фактический расход, а также заправки и сливы топлива. Фактический расход топлива сравнивается с нормативным расходом, из чего можно сделать вывод об экономии или перерасходе и попытаться выявить их причины.
Ёмкостной датчик можно использовать не только для топлива в баке автомобиля. Существуют ёмкостные датчики для цистерн бензовозов, топливозаправщиков, молоковозов и прочих транспортных средств, перевозящих наливные грузы, а также ёмкостные датчики для контроля сыпучих грузов: песка и тп.
Обратной стороной специализированного ёмкостного датчика является повышенная сложность монтажа, который рекомендуется проводить только силами квалифицированных специалистов.
Если точный контроль расхода топлива или уровня жидкости в цистерне является для Вас принципиальным, то мы настоятельно рекомендуем использовать именно такие — ёмкостные — датчики.
Контроль расхода топлива по данным бортового компьютера (CAN-шины)
Это наиболее прогрессивный на сегодня способ контроля расхода топлива, если не планируется установка дополнительного ёмкостного датчика. Общеизвестно, что из CAN-шины автомобиля можно получить немало сведений о работе его систем, и, в частности, об уровне топлива в баке и о мгновенном расходе. Обычно расчёт фактического расхода топлива основывается на изменении уровня топлива.
Трекер подключается к CAN-шине через специальное устройство — CAN-адаптер. Необходимые данные считываются CAN-адаптером, передаются в GPS-трекер и далее на сервер спутникового мониторинга.
Этот способ прост, точен и обычно не требует вмешательства в конструкцию автомобиля. На рынке доступны CAN-адаптеры для множества моделей легковых, грузовых автомобилей, тягачей, сельскохозяйственных машин, строительной техники. Кроме данных об уровне топлива, CAN-адаптер позволяет получать и другие полезные данные об автомобиле: работу и обороты двигателя, срабатывание разных систем, открывание дверей, люков и клапанов, температуру в грузовом отсеке и многое другое.
Эфективность системы контроля топлива
Какую бы систему контроля топлива Вы ни выбрали, главным для предприятия, конечно, остаётся экономический эффект внедрения . А он складывается из нескольких факторов:
- Точность, полнота и непрерывность контроля
- Комплексный анализ информации с учётом пробега, стоянок и времени холостого хода автомобиля, его загрузки, скоростного режима
- Доступ экономистов и руководителей к исторической информации и аналитическим отчётам в любое время
- Удобство пользования системой мониторинга и контроля
- Недоступность системы для «модификации» со стороны водителя
- Надёжность, долговечность и качественное сервисное обслуживание
Комплексная система спутникового мониторинга транспорта GPShome и входящая в неё подсистема контроля расхода топлива (контроля уровня жидких и сыпучих продуктов) отвечают всем этим требованиям, помогает предприятию контролировать и вести всесторонний учет работы каждого автомобиля, сокращает расходы на ГСМ, запчасти, ремонт и техническое обслуживание. Кроме того, система спутникового мониторинга и контроля топлива помогает создать коллектив дисциплинированных и ответственных сотрудников, мотивированных выполнять рабочие задания и сберегать ресурс техники. Система быстро окупается, уменьшая потери топлива и рабочего времени. Себестоимость услуг транспортной компании снижается, сохранность грузов увеличивается, а общая эффективность работы значительно увеличивается.
Разновидности датчиков уровня топлива
По выходному сигналу датчики делятся на:
- частотный;
- аналоговый;
- цифровой датчик уровня топлива.
По методу измерения:
- поплавковый;
- утразвуковой датчик уровня топлива;
- емкостный датчик уровня топлива.
По виду крепления:
- устанавливаемый внутри бензобака;
- прикрепляемый к автотрекеру.
Утразвуковой датчик уровня топлива состоит из излучателя, выступающего в роли измерителя и блока, обрабатывающего сигнал. Сам излучатель устанавливается на дно топливного бака. Отличается высочайшей точностью и не требует серьезных физических вмешательств в конструкцию бака. Но он весьма дорогостоящий, чувствителен к грязи и осадкам на дне бака, что может очень сильно саботировать работу прибора.
Цифровые датчики уровня топлива оснащены дополнительной электронной платой, с помощью которой регистрируется расход топлива и через цифровой протокол сигнал передается на указатель уровня топлива. Отличается малым уровнем погрешности, быстротой окупаемости и удобством в виде наличия независимого источника питания. При корректном использовании у цифровых датчиков фактически нет недостатков.
Частотные датчики уровня топлива кодируют частоты импульсов. Их минусом является то, что они передают информацию с опозданием в связи с медленной ее обработкой. Его заслуженно можно величать «переходной ступенью» между аналоговым и цифровым датчиками.
Чтобы обеспечить максимальный контроль топлива на автотранспорт стоит установить высокочувствительный прибор с максимально низкой погрешностью. Но если вам достаточно и информации «на глаз», то смело можно брать самый простой аналоговый датчик и жить спокойно и счастливо.
Такая ситуация действительно может возникать даже при правильной установке ДУТа и его тарировке.
Дело в том, что датчик уровень топлива, как следует из его названия, измеряет уровень топлива в баке. При этом его показания имеют определенную погрешность, которая зависит от типа датчика. Реальная погрешность аналогового датчика уровня топлива – до 5%, частотного или цифрового – до 2%. Повторимся — эта погрешность на измерение именно уровня топлива в баке.
Объем заправок и сливов определяется любыми системами мониторинга минимум по двум замерам – до заправки и после.
Допустим, что до заправки в баке находилось 30 литров топлива. Уровень топлива по аналоговому ДУТу составил 28,5 литров. Разница с реальным показанием – 1,5 литра, что укладывается в погрешность 5%.
Далее было заправлено 20 литров топлива, т.е. в баке стало 50 литров. Уровень топлива по тому же аналоговому ДУТу составил 52,5. Разница с реальным показанием – 2,5 литра, что тоже укладывается в допустимую погрешность.
Объем заправленного топлива по показаниям ДУТа составил 24 литра (52.5 – 28.5).
Это на 4 литра отличается от реального, что и видит обычно пользователь системы мониторинга. При этом по его мнению погрешность на много превышает допустимую.
Дело в том, что ДУТ измеряет именно уровень топлива, а не объем заправок. Погрешность определения заправок и сливов всегда больше и зависит не только от ДУТа и его установки, но и от программного обеспечения, которое обрабатывает эти показания.
Как это делается: в разъемы или провода датчика уровня топлива или в сам терминал впрыскивается электролит или соляная кислота, или на разъем наносится консистентная смазка.
Как определить и удалить сбой: сбой будет виден визуально и, в большинстве случаев, достаточно прочистки и продувки контактов.От несанкционированного вмешательства осуществляют пломбирование разъемов проводов датчика.
4. Где установить ГБО в Одессе?
Установить ГБО в Одессе можно в одном из сервисных центров Сервис Газ.
- пр. маршала Жукова 77/11
- ул. Святослава Рихтера (Щорса) 2
- ул. Черноморского казачества 17
- ул. Ильичевская дорога 4
Мы работаем с польским оборудованием ZENIT PRO, которое уже зарекомендовало себя в условиях украинских дорог как оптимальное и доступное газобаллонное оборудование. Есть возможность установки ГБО в Одессе 2-го, 4-го, 5-го поколений ГБО в рассрочку на выгодных условиях.
Нужна онлайн-консультация или остались вопросы? Закажите обратный звонок на нашем сайте и позвоним вам в удобное для вас время)
Мы ждем вас и ваше авто!