Avto505.ru

Авто 505
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работают задние дисковые тормоза

Существует два типа тормозных дисковых систем — это PM или IS. Собственно, разница между ними заключается в расстоянии между крепежными болтами и направлением их вкручивания. В первом случае — она направлены вдоль рамы велосипеда, а во-втором — перпендикулярно ей.

В большинстве современных байков используются системы типа PM, и это хорошо, ведь их проще настроить относительно положения диска.

Также стоит учесть еще один не менее важный момент — при нажатии тормоза в калипере двигается только одна колодка, а вторая всегда находится в статическом положении. В связи с этим наблюдается неравномерный износ тормозов, и сама система требует более частой регулировки.

Теперь можно переходить к рассмотрению непосредственно самого процесса настройки тормозов.

Как работают задние дисковые тормоза

Основные типы велосипедных тормозов.

Всего существует три основных типа велосипедных тормозов: ободные, дисковые и барабанные. Ободные и дисковые подразделяются на механические и гидравлические. На механических тормозах усилие на колодки передаётся при помощи тросика, на гидравлических — при помощи специальной жидкости.

Ободные тормоза — существует несколько типов: V-brake, кантилеверные и клещевые. Самыми распространёнными являются тормоза V-brake. Ободные тормоза получили своё название благодаря тому, что тормозящие колодки сдавливают непосредственно обод колеса.

Дисковые тормоза — основным отличием является то, что колодки тормозят не сам обод колеса, а тормозной диск (ротор), который располагается на втулке.

Барабанные тормоза — такой тормоз расположен непосредственно в задней втулке колеса, а торможение происходит за счёт вращения педалей в обратную сторону. Устанавливается на односкоростные велосипеды, либо на велосипеды с планетарным переключением передач.

Преимущества дисковых торомозов

— Обеспечивают более лучшее торможение

— Дисковые тормоза практически не засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса., благодаря чему эффективно работают в любые погодные условия;

— Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией;

— Можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, «восьмёрки» не влияют на работу тормозов;

— Дисковые тормоза редко требуют обслуживания. Фактически, это система «поставил и забыл». Колодки и диски имеют значительно больший ресурс, чем колодки v-brake тормозов;

— Размер покрышки абсолютно не важен, покрышка любого размера не будет тереться о тормозной механизм;

Преимущества V-brake тормозов

— Простота в установке и обслуживании;

— Простота обслуживания и ремонта.

Недостатки дисковых торомозов

— В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, усиливается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо;

— Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем у тормозов v-brake;

— Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной;

Недостатки V-brake тормозов

— Серьезным недостатком ободных тормозов является то, что они изнашивают обод;

— Этот тип тормоза чувствителен к качеству сборки колеса и наличию «восьмерки», поскольку расстояние между тормозной колодкой и ободом должно не превышать нескольких мм;

— V-brake тормоз уязвим ко влаге и грязи. Качество торможения в сырую погоду значительно хуже, особенно;

— Система довольно капризна к настройке. Требует регулярной замены рубашек и тросов;

— Длительное торможение (на спусках в горах) нагревает поверхность обода, что ухудшает эффективность торможения;

— При использовании V-brake тормоза невозможно установить широкие покрышки.

Механические и гидравлические тормоза конструктивно очень похожи и, на первый взгляд, неопытный велосипедист может даже их не отличить. Но в них есть одно существенное различие, благодаря которому они различаются между собой. Они различаются тем, при помощи чего передаётся усилие на тормозные колодки.

В механическом тормозе усилие от нажатия на ручку передаётся при помощи металлического тросика. Тросик протянут через специальные защитные рубашки от тормозной ручки до тормозного механизма и, при нажатии на ручку, натягивается, сдавливая тормозные колодки.

К преимуществам механического тормоза можно отнести ремонтопригодность и более простое обслуживание.

В гидравлическом тормозе усилие от нажатия на ручку передаётся при помощи специальной тормозной жидкости. Жидкостью герметично заполнена гидролиния (нечто похожее на обычные рубашки тросов), которая проходит от тормозной ручки до самих тормозных колодок.

Читать еще:  Fuchs renolit lx pep 2

Гидравлический тормоз имеет ряд преимуществ:

— Более высокая мощность тормоза;

— Практически всегда сдавливаются сразу обе колодки;

— Более лёгкий ход тормозной ручки. Требуется меньше усилий при нажатии;

— Не требует частой настройки и смазывания.

К недостаткам можно отнести:

— Для ремонта требуются специальные инструменты, во время велопрогулки починить гидравлический тормоз практически невозможно.

Для монтажа/демонтажа велосипедного дискового тормоза Вы всегда можете обратиться в специализированную мастерскую.

Тормозные суппорты и их типы

Тормозной суппорт находится над тормозным диском. В нем закрепляются тормозные колодки: они прижимаются к дискам гидравлическими цилиндрами каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза и масло из бака поступает к устройству. В зависимости от необходимого тормозного усилия, цилиндры могут быть изготовлены из пластика, алюминия или хромированной стали.

По типу конструкции

Моноблочные — изготовлены в виде единой литой детали. Такие суппорты прочнее, но дороже в изготовлении.

Составные — состоят из двух половин, соединенных болтами. Они имеют меньшее сопротивление изгибу при нагрузке, но дешевы в изготовлении и проще в серийном производстве.

По типу крепления

Плавающие и неподвижные

Если вернуться к примеру с монеткой, у плавающих суппортов цилиндр будет только с одной стороны. Например, если цилиндр будет располагаться со стороны вашего большого пальца, он будет оказывать усилие сначала на монетку, а потом на указательный палец. При торможении такой суппорт сдвигается вбок, чтобы тормозные колодки сжались.

Неподвижные суппорты не перемещаются относительно диска, и поэтому менее снисходительны к отклонениям формы диска. Неподвижный суппорт позволяет использовать несколько цилиндров парами — обычно это два, четыре или шесть цилиндров, в отличие от одного или двух в плавающем суппорте. Он позволяет развивать большее сжимающее усилие и распределяет его одновременно и равномерно на обе стороны диска. В нашем примере оба пальца будут сжимать монетку с одинаковым усилием.

Неподвижные суппорты обеспечивают лучшее ощущение педали тормоза, что нравится многим гонщикам. Но подобная система дороже, так как цилиндры изготавливаются с соблюдением высокой точности параметров и их всегда больше одного. По этой причине неподвижные суппорты используются на высокомощных мотоциклах.

Конструкция неподвижного суппорта

Плавающий суппорт также монтируется неподвижно, но его наружная рама может скользить влево-вправо с помощью штифтов и вкладышей. Усилие при торможении создаёт давление, и оно передаётся на поршень, который прижимает колодку к диску. Но так как диск неподвижен и не может скользить, усилие начинает тянуть скользящую раму, которая удерживает вторую колодку на обратной стороне диска. Преимущества плавающего суппорта – дешевизна по сравнению с неподвижным. Он легче, состоит из меньшего числа деталей и более компактен.

Конструкция плавающего суппорта

Радиальные и осевые

Если болты крепежа суппорта расположены параллельно тормозному диску, это радиальный суппорт, если перпендикулярно диску – осевой. Ось радиального суппорта расположена на одной линии с осью диска , также такая система прочнее, так как суппорты закреплены с обоих концов. Это дает лучший контакт колодок с диском при резком торможении. При плавном торможении вы вряд ли заметите разницу.

Более детальный взгляд на автомобильные тормозные системы

Ранние автомобильные тормоза были удивительно примитивны по сегодняшним меркам. Вот простая система с трением 1910 года, изобретенная американцем Джоном Ставарцем.

Когда вы нажимаете на рычаг тормоза (обозначен на картинке желтым цветом), под заднее колесо (обозначено коричневым цветом) заезжает огромная тормозная колодка (синего цвета).

По сути, автомобиль садится на колодку-башмак, зубья которого сцепляются с дорожной поверхностью, в результате чего машина начинает замедляться и в конечном итоге остановится.

Большинство автомобилей имеют два или три разных типа тормозных систем. Обратите внимание на передние колеса вашей машины. За колесным диском вы увидите тормозные диски. Когда водитель нажимает педаль тормоза, с двух сторон тормозного диска зажимаются тормозные колодки из износостойкого материала.

В результате трения колодок с тормозными дисками образуется тепло, также снижается кинетическая энергия автомобиля, который в итоге начинает замедление. Как видите, тот же принцип, как и в мотоциклах и даже в велосипедных тормозах.

Читать еще:  Диски на весту тольятти

У некоторых автомобилей дисковые тормоза есть и на задних колесах. Но у многих автомобилей до сих пор на задних колесах установлены барабанные тормоза, которые работают несколько иначе. Вместо диска в таких тормозах используется тормозной барабан, внутри которого в полой области установлены также тормозные колодки, которые с помощью пружин и тормозных цилиндров при нажатии водителем педали тормоза прижимаются к поверхности барабана.

Ручной тормоз автомобиля тормозит задние колеса. Ручной тормоз активируется с помощью ручника расположенного внутри машины. Правда, по сравнению с нажатием педали тормоза, ручной тормоз менее эффективный и менее сильный.

У ускоряющего автомобиля есть масса энергии и когда вы активируете тормоза (неважно какие — барабанные, дисковые или ручной тормоз), то эта энергия превращается в тепло в результате трения тормозных колодок с барабанами или тормозными дисками.

Естественно из-за сильного трения барабаны и тормозные диски могут нагреваться до 500 °C и более! Вот почему барабаны или диски должны быть сделаны из таких материалов, которые не будут плавиться при высоких температурах. Например,для изготовления тормозных дисков, барабанов и тормозных колодок идеально подходят дорогие сплавы металлов, композиты или керамика.

Затраты на замену тормозной системы

Комплект замены

Для осуществления ремонта понадобится приобрести новые суппорты, тормозные диски, накладки, цилиндры, шланги и еще многое другое. Так что проще будет прийти в магазин автозапчастей и конкретно обозначить свою цель, т.е. сказать продавцу, что необходим комплект для замены задних барабанных тормозов на диски. По цене выйдет около 8 тысяч рублей. Кстати, лучше не экономить на деталях и приобрести качественную продукцию, так как с тормозной системой не шутят.

Типы тормозов для велосипедов.

С каждым днем технологии, а также запчасти для велосипедов совершенствуются. Поэтому те виды тормозов, которые использовались раньше, могут уже не устанавливаться на современные велосипеды. В связи с этим речь пойдет только о двух основных типах тормозов.

1. Ободные тормоза

2. Дисковые тормоза

  • • Механические.
  • • Гидравлические.

Иногда могут встречаться велосипеды со смешанной тормозной системой (гибридные). Например, на переднем колесе может быть дисковой тормоз, а на заднем колесе ободной.

Свое название эта группа получила от слова «обод»: именно его сжимают тормозные колодки, замедляя движение. Тормоза приводятся в действие с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки. Разновидности:

1. Клещевые тормоза, или «крабики». Распространено мнение, что такое устройство тормозной системы велосипеда скоро потеряет последних поклонников. Но пока что «крабики» нередко устанавливают на шоссейных и простейших горных велосипедах. Схема работы такой тормозной системы велосипеда очень проста: колодки крепятся на дугообразных рычагах и при нажатии на ручку сжимают обод колеса, замедляя скорость его вращения.

Взглянув на список преимуществ и недостатков клещевых тормозов, легко понять, почему они так быстро теряют популярность.

  • сомнительная эффективность торможения;
  • постоянные перекосы;
  • трение колодок об обод без нажатия на ручку тормоза;
  • невозможность интегрировать их с большинством амортизационных вилок;
  • быстрое загрязнение;
  • высокая при таких нелестных характеристиках цена.
  • простота конструкции;
  • простота обслуживания.

Подводя итоги, можно сказать, что само устройство этого ручного тормоза велосипеда — причина большинства проблем.

2. Кантилеверные тормоза. Эту систему тормозов велосипеда в наше время можно встретить довольно редко. Кантилеверные тормоза – еще одна схема, уходящая в историю.

Принцип их работы можно описать так: пара рычагов с тормозными колодками фиксируется специальными креплениями к вилке. Нажатием на ручку тормоза эти рычаги притягиваются друг к другу, сжимая обод тормозными колодками.

  • посредственная эффективность торможения;
  • плохая модуляция.
  • простота обслуживания;
  • маленький вес;
  • не забиваются грязью.

Сегодня кантилеверные тормоза устанавливаются на детских велосипедах и недорогих моделях. Большой популярностью эта модель пользуется и у поклонников циклокросса.

3. Тормоза типа V-брейк, или «Ви-брейки». Это наиболее распространенный сегодня тип ободных тормозов. По устройству этот передний тормоз велосипеда очень похож на кантилеверный. Принципиальное отличие заключается в способе подвода тросика. Эта небольшая на первый взгляд разница ведет к огромным различиям в характеристиках.

  • необходимость профессиональной настройки;
  • работоспособность системы нужно проверять перед каждой поездкой.
  • надежность конструкции;
  • приемлемая эффективность торможения и модуляция.
Читать еще:  Покрышки с белыми надписями

4. Гидравлические ободные тормоза. Как устроены гидравлические тормоза на велосипеде, проще понять поклонникам мотоспорта, ведь здесь применяются те же принципы гидравлики:

  • Тормозное усилие создается в главном цилиндре.
  • При нажатии на ручку давление по трубке передается на тормозные цилиндры, крепящиеся на вилке.
  • Под воздействием давления цилиндры выталкивают тормозные колодки, заставляя их сжимать обод.
  • большой вес;
  • сложность обслуживания (невозможность ремонта непрофессионалом);
  • плохая ремонтопригодность вне мастерской;
  • посредственная модуляция.

Из плюсов — очень высокая эффективность торможения.

Такое специфическое соотношение преимуществ и недостатков привело к тому, что такое устройство тормозов велосипеда востребовано только в триале.

Процесс регулировки и настройки

Дисковые тормоза, которые уже некоторое время эксплуатировались, требуют дополнительной подготовительной работы. Необходимо:

  • Проверить работу ротора. Устройство демонтируется и проверяется на механические повреждения. При наличии деформации следует ротор выровнять. В том случае, если деформация не существенная, то устранение деформации можно провести при настройке тормозов.
  • Определение износа тормозных колодок. Колодки снимаются по очереди. Демонтаж производится быстро. Также следует проверить тормозные колодки на наличие механических повреждений. Если повреждения существенные, то колодку необходимо заменить.

Требуется проверить состояние тросиков. Даже при повреждении одной жилы тросик необходимо заменить. Только после того как будут заменены все поврежденные тросы, можно настраивать тормоза. Новый трос в обязательном порядке необходимо смазать. Следует тщательно осмотреть рубашку троса. При наличии трещин и других механических повреждений рубашку нужно заменить.

  • Проверить на утечку гидролинию. Данную проверку производят исключительно для гидравлических дисковых тормозов. Если имеются даже незначительные механические повреждения, то гидролиния подлежит полной замене.
  • Требуется с ротора и тормозных колодок удалить масло и грязь. Скопившаяся на тормозных колодках и роторе грязь и масло уменьшает эффективность работы тормозной системы в целом. Ротор демонтируется и производится очистка поверхности с использованием преимущественно мелкой наждачки. Точно также обрабатываем тормозные колодки (безусловно с одной стороны).
  • После проведения регулировки, необходимо удостовериться в том, что колесо установлено правильно. Исключен любой перекос в правую или левую сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (при этом велосипед должен быть сориентирован ровно), затягиваем эксцентрик.

    Практичность тормозных механизмов

    Что же выбрать: барабанные или дисковые тормоза? Хотя, вопрос, пожалуй, нужно ставить не так. Наверное, вопрос должен звучать так: покупать ли автомобиль с барабанными тормозами?

    И что тут можно сказать, если ответ очевиден? На дорогие, динамичные автомобили барабанные тормоза не ставят, а если автомобиль укомплектован барабанными тормозами, то ждать от него особой резвости и супер-динамики не стоит.

    Это однозначно бюджетный автомобиль, который покупают потому, что на более дорогой банально нет денег, и экономия средств выходит на первый план.

    Да, дисковые тормоза лучше барабанных, но при этом они дороже как сами по себе, так и в обслуживании.

    Но не стоит драматизировать. Да многие машины сегодня оснащаются и дисковыми тормозами, устанавливающимися на переднюю пару колес, и барабанными аналогами, которые монтируются на заднюю ось автомобиля.

    В результате, автотранспорт имеет допустимый по меркам безопасности тормозной путь (вследствие эффективного действия передних дисковых тормозов), и при этом автовладелец не несет больших затрат.

    Так же стоит учитывать и то, что многие автовладельцы ездят в спокойной манере, не перегружают свой автомобиль и в этом случае барабанные тормоза отлично справятся с поставленной задачей.

    Одновременно с этим нужно, конечно, учитывать и то, что в случае, если автомобиль предполагает перевозку большого груза, например, если вы покупаете универсал и планируете еще багажник на крышу поставить, то лучше будет купить автомобиль, который укомплектован дисковыми тормозами на всех 4-х колесах.

    Помните, что запас безопасности лишним не бывает никогда, а особенно он полезен в экстренных ситуациях, от которых никто не застрахован, к сожалению.

    Читайте также: тормозная система автомобиля.

    И видео для наглядности (спасибо Youtube, за то, что он есть 🙂 ):

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector