Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как узнать неисправность катализатора

Как своими руками проверить катализатор на автомобиле

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобиля своими руками. Катализатор (каталитический нейтрализатор) — один из наиболее важных элементов системы выхлопа.

Как проверить катализатор

Парадоксален тот факт, что многие автолюбители даже не знают о таком устройстве, его назначениях, функциях, признаках неисправности. Вопрос же, как проверить катализатор на машине, и вовсе оказывается тайной «за семью печатями». На самом деле, в этом нет ничего сложного.

Обычные признаки, симптомы забитого катализатора

Когда срок службы детали истечет, автомобиль сам об этом оповестит: на шкале приборов загорится «Check Engine». Как только катализатор перестанет нормально функционировать, машина перейдет в аварийный режим езды. Обратите внимание, сигнал загорается моментально только в случае физического повреждения детали или обрыва электропроводки. Именно поэтому катализатор может уже не справляться со своими функциями, но лампа гореть по-прежнему не будет.

Во время отказа катализатора автомобилисты наблюдают значительное падение мощности машины и «трудности» при старте. Практически всегда виной тому является закупорка сот детали частичками сажи, в результате чего выхлопы не могут проходить через фильтрующие вещества.

Газы, которые остались внутри детали, начинают «давить» на мотор. Тот не в состоянии выдерживать большое давление, которое все время возрастает. В итоге двигатель идет «на отказ», автомобиль не может работать дальше. Также повергаются деформированию и сами соты.

Сигнал «Check Engine» может появиться и в том случае, если стерлось фильтрующее покрытие из платины и иридия.

Если вы замечаете слабый поток газов с катализатора, значит срок эксплуатации истек. При нормальных условиях выхлопы должны быть обильными.

Еще один признак неисправности — достаточно едкий запах, который будет напоминать протухшие яйца.

Как узнать забит ли катализатор — оптимальный способ

Мы решили рассмотреть метод проверки катализатора по текущему противодавлению.

Некоторые специалисты советуют вварить перед катализатором специальные штуцеры, с помощью которых будет осуществлять отбор определенного количества отработанных газов. Желательно использовать резьбовые штуцеры, в которые после выполнения проверки можно вкрутить заглушки (рекомендуется делать их из латуни).

Для того чтобы измерить обратное давление, нужно вкрутить в штуцер тормозную трубку для рассеивания лишнего тепла (длина трубки должна составлять около 40-50 см). На второй конец трубки следует надеть шланг, подсоединить к нему манометр с интервалом измерений до 1 кг/см3. При проведении процедуры шланг не должен контактировать с элементами системы выхлопа автомобиля.

Для получения точного результата необходимо измерять давление во время разгона машины, причем дроссельная заслонка должна быть открыта полностью. Все показатели при увеличении оборотов двигателя нужно записать. Если в определенном интервале оборотов показатель обратного давления с открытой заслонкой составляет выше 0,35 кг/см3, ваша система выхлопа нуждается в улучшении.

Хотя такой вариант действительно позволяет проверить катализатор максимально точно, в реальных условиях далеко не каждый автомобилист может выделить время и средства для того, чтобы вварить штуцера. Поэтому, можно использовать иной метод.

Как проверить катализатор самостоятельно

Проверить работоспособность узла можно на любой станции технического обслуживания, но это вовсе не исключает варианта определить состояние устройства самостоятельно.

Визуальный осмотр

Ничто не мешает водителю поставить свой автомобиль на смотровую яму или эстакаду и осмотреть целостность элементов выхлопной системы. Если поломка обнаружена, то можно предполагать, что соты катализатора могут быть повреждены. Если все с виду в порядке:

  • запустите мотор и посмотрите, не выходят ли из катализатора выхлопные газы;
  • приложите ладонь к выходу выхлопной трубы. Если она в порядке, то вы почувствуете давление. Если катализатор забит, то особого сопротивления не наблюдается.

Чтобы осмотреть, забито ли внешне недеформированное устройство, его придется снять, а это довольно трудоемкая работа. Универсального алгоритма демонтажа не существует, поскольку у каждого автопроизводителя катализатор установлен по-своему. Серьезной проблемой может оказаться и прикипание, когда фиксатор можно снять с использованием отрезного круга.

Снятый катализатор можно привести в рабочее состояние тщательной чисткой, но это возможно далеко не на всех моделях автомобилей.

Проверяем противодавление

Это самый доступный метод самостоятельной проверки без отсоединения устройства. Суть проверки состоит в замере и сравнении давления газов с показателями, которые свойственны новому катализатору. Для этого вам нужно вооружиться обычным манометром и сделать для него переходник.

В этом случае машина должна быть на яме или эстакаде. Затем необходимо отсоединить лямбда-зонд и прикрутить на его место манометр. Просто так это не получится, поэтому вам придется использовать самодельный переходник. Например, кусок резинового шланга. Главное, чтобы манометр в систему был подключен герметично.

Запустите двигатель и на 10-20 секунд установите его обороты на 3000. В это время вы или ваш помощник фиксирует показания манометра. Затем остается их сравнить с такими параметрами:

  • 0,3 – с катализатором нет проблем;
  • 0,35 – тоже норма, но при условии, что двигатель не доработанный;
  • 0,5 и больше – катализатор забит.
Читать еще:  Запуск машины с кнопки

Приведенные выше показатели ориентировочные, среднестатистические. Желательно для диагностики найти показатели для своей модели автомобиля.

Мотор-тестер

Это серьезный прибор, который используется для определения параметров различных систем автомобиля. Датчик устройства вкручивается на место свечи зажигания и его показания выводятся на экран осциллографа. Нужно быть специалистом, чтобы на основе полученных данных сделать правильный вывод и принять верное решение.

Контроль качества выхлопных газов периодически проводится на постах проверки в принудительном порядке. Если он показал превышение содержания вредных веществ, то есть повод пройти его там, где вы полностью доверяете персоналу и технике.

Признаки ошибок катализатора

Признаки ошибок катализатора, что может быть с автомобилем? В большинстве ситуаций вы можете определить неисправность катализаторной системы, обратив внимание на то, как ведет себя авто. Симптомы неисправности катализатора следующие:

  1. Разгон происходит дольше, оперативность набора скорости уменьшается. Забитое устройство не позволяет двигателю набрать нужное количество оборотов, а, следовательно, мощность тоже уменьшается. Даже если вы резко нажмете на педаль газа, никакого резкого действия за этим не последует. Машина не разгонится моментально.
  2. Расход бензина аномально увеличивается.
  3. Вы чувствуете неприятных запах из выхлопной трубы.

Однако, слишком явных признаков может и не быть. Машина все так же будет заводиться без всяких проблем.

Если вы не заправляетесь только на проверенных заправках, используете некачественное масло, и игнорируете вышеперечисленные симптомы, то вы с вероятностью 90 процентов можете быть уверены в том, что ваше катализаторное устройство неисправно.

Check Engine — лучший способ определить неисправность катализатора. Если на панели вашего авто зажегся данный значок, это самый главный индикатор неисправности элемента. Вызывают появление такого значка как раз-таки основные причины по которым плавают данные приборы.

Нужно помнить, что появление данного значка возможно только на тех авто, где есть два зонда-лямбда в самой системе выхлопа. Первый такой зонд установлен перед системой катализирования. Его основания задача — регулирование топливной системы в плане подачи бензина, а также зажигания. Кроме того, его правильное функционирование влияет на расход.

Как узнать неисправность катализатора? Нужно просто проверить, сколько бензина расходуется на 100 километров, и сравнить это с предыдущими показателями.
С помощью второго зонда производится проверка катализатора. Именно он определяет, забит ли катализатор. Таким образом, значок будет появляться в том случае, если один из проводов будет деформирован. Впоследствии, вы услышите звук неисправного катализатора автомобиля (машина будет шуметь, как трактор).

Ниже разберемся, как устроен катализатор, по каким причинам он может выйти из строя, и какие признаки свидетельствую то наличии неисправности.

Отдельное внимание уделим методам, как проверить катализатор на машине самостоятельно или сделать это с помощью специальных приспособлений на СТО.

Кратко об устройстве

Катализатор — неизменная деталь современных автомобилей, предназначенная для очистки выхлопа от вредных газов и приведения авто в соответствие экологическим нормам.

Конструктивно в состав входит кожух, в котором вставлена бобина. Она состоит из множества сот, которые производятся из керамических элементов.

На поверхности «сетки» нанесен тонкий слой драгоценных металлов или их сплавов. При прохождении выхлопных газов такие элементы взаимодействуют с вредными компонентами выхлопа и убирают их.

Для максимальной эффективности катализатор ставится прямо за коллектором, а работу устройства контролирует два лямбда-зондов (ставятся до и после устройства).

Информация с датчиков направляется к ЭБУ, который принимает решение — правильно работает изделие или нет.

Распространенные неисправности и причины их появления

Перед тем как проверить, забит ли катализатор, важно разобраться с основными проблемами устройства.

В процессе пользования возможны следующие проблемы:

1. Загрязнение сотов. Ячейки катализатора имеют небольшие размеры, что часто приводит к их загрязнению. Причиной может быть низкое качество горючего или поломки двигателя из-за чего смазка попадает в камеру сгорания. Как результат, в выхлопе появляется сажа, которая забивает соты и исключает нормальную работу катализатора.

2. Повреждение бобины. Недостаток этого узла заключается в хрупкости, поэтому сильное механическое воздействие может привести к разрушению. Риск повышается при движении авто по бездорожью. В случае разрушения необходимо проверить двигатель, ведь мелкие запчасти катализатора могут оказаться в цилиндропоршневой группе. Если ничего не предпринять, высок риск повреждения мотора.

3. Подплавление сотов. Катализатор разрабатывается таким образом, чтобы выдерживать высокие температуры. Но в процессе работы двигателя могут возникать ситуации, когда этот порог превышает норму. В таком случае керамика сот повреждается и плавится.

4. Старение детали. Ни одна деталь машины не может ходить вечно. Особенно это касается катализатора, поэтому со временем изделие все равно выйдет из строя и потребует замены.

Важно понимать, что катализатор — фильтрующий элемент, который может выйти из строя по следующим причинам:

Читать еще:  Быстросъем для топливного фильтра

• попадание внутрь смазки или ОЖ;
• плохое качество горючего;
• неправильная программа ЭБУ;
• ошибки в установке ГБО;
• механическое повреждение и т. д.

Указанных причин достаточно, чтобы появились первые симптомы забитого катализатора. Эксперты выделяют и другие обстоятельства, которые могут привести к поломке — применение неоригинального катализатора, сбои в работе мотора, частые поездки по плохим дорогам и т. д. Во всех случаях устройство находится в группе риска и может выйти из строя.

Как распознать неисправность

Опытные автовладельцы знают все признаки забитого катализатора и вовремя выявляют поломку. Загрязнение устройства создает трудности для выхода отработавших газов.

Это, в свою очередь, ведет к следующим проблемам:

1. Ухудшается динамика автомобиля, он плохо набирает скорость. Проблему трудно заметить. К примеру, на высоких оборотах машина будет работать в привычном режиме, но при попытке разгона на трассе появляется некая заторможенность. Возникает ощущение, что машина перегружена и хуже едет.

2. Засветилась лампа ошибки двигателя. После анализа информации, полученной с датчиков, ЭБУ может принять решение о загрязнении устройства. В таком случае высвечивается ошибка на приборной панели, сигнализирующая водителю о наличии проблем. Код ошибки — Р0420.

3. Повысилась «прожорливость» авто. Забитые соты могут привести к росту потребления топлива. Такая ситуация, как правило, проявляется вместе с ухудшением динамики автомобиля.

4. Проблемы с пуском мотора. Рассматривая симптомы забитого катализатора, нельзя упустить самую главную ситуацию — невозможность завести машину. В некоторых случаях двигатель заводится, но через какое-то время глохнет.

К дополнительным признакам поломки можно отнести появление подозрительных шумов и дребезга в области катализатора, а также явного запаха «тухлых яиц».

Как проверить катализатор — все способы

Эксперты выделяют несколько способов, как проверить исправность катализатора. Сначала водитель определяет появление поломки по косвенным признакам. После этого можно провести осмотр детали на яме и сделать дополнительные проверки, о которых пойдет речь ниже.

Визуальный осмотр

Чтобы проверить катализатор, можно заглянуть под автомобиль и оценить состояние устройства. При обнаружении явных повреждений на корпусе можно говорить о разрушении сот изделия.

Если деталь внешне выглядит целой, это еще не говорит о ее исправности. Чтобы проверить наличие внутри грязи, необходимы другие испытания. Во многих случаях придется демонтировать деталь.

Принцип и особенности этой работы индивидуальны для каждой модели, поэтому ответ на вопрос нужно искать в мануале к интересующей модели.

Ситуация усложняется, если узел «приварился» кузову из-за действия высоких температур. В таких обстоятельствах для демонтажа может потребоваться болгарка или другое специальное оборудование.

После демонтажа нужно посмотреть в катализатор на свет и обратить внимание на загрязнение ячеек. Если ситуация не запущена, изделие можно почистить и поставить на место.

Измерение манометром

Отвечая на вопрос, как проверить, забит ли катализатор, многие эксперты рекомендуют метод противодавления.

Его преимущество — в возможности проверки на автомобиле без демонтажа. Во время работы нужно измерить давление выхлопных газов и сравнить с оптимальными параметрами.

Для работы потребуется манометр и переходник, обеспечивающий подключение.

Чтобы проверить катализатор на машине таким методом, сделайте ряд шагов:

• загоните авто на яму и поставьте его на ручник;
• открутите лямбда-зонд, который стоит под катализатором;
• установите на освободившееся отверстие штуцер (найдите его заранее, чтобы изделие подходило по размерам);
• натяните трубку из гибкого материала (можно из резины);
• зафиксируйте соединение с помощью хомута;
• с другой стороны установите штуцер и также закрепите его;
• попросите напарника запустить мотор и выставьте обороты ХХ;
• обратите внимание на приборную панель — должна загореться лампа неисправности двигателя;
• дайте команду довести обороты до 3000 единиц и поддерживать их в течение 7-10 секунд;
• попросите увеличить обороты до 5000 и также подержать их какое-то время.

В это же время необходимо использовать манометр, чтобы выполнить необходимые измерения в разных режимах. Если устройство показывает до 0,3 кг*с/см2, оно исправно. Показание 0,35 кг*с/см2 свидетельствует о незначительном ухудшении ситуации.

Если показатель равен 0,5 кг*с/см2 и выше, имеют место серьезные проблемы с катализатором. Приведенные цифры ориентировочны. Для получения более точных данных нужно заглянуть в мануал к автомобилю.

Проверка с помощью мотор-тестера

На СТО, чтобы проверить катализатор, применяется так называемый мотор-тестер. Это проверки, позволяющие диагностировать состояние авто с помощью осциллографа.

Суть в том, что изделие ставится вместо свечи в двигатель. После этого мотор нужно запустить и снять осцилограммы. Полученной информации достаточно для получения выводов о состоянии катализатора. Если вовремя выявить неисправность, можно избежать многих проблем в будущем.

Что делать дальше

Зная, как проверить исправность катализатора, вы можете узнать — забит он или нет. При наличии проблемы нужно попробовать почистить или промыть изделие.

Читать еще:  Какое моторное масло лучше 5w40

Такое решение может помочь, если загрязнение незначительно. В случае оплавления, механического повреждения или полной забитости устройства отремонтировать деталь не выйдет.

Минус катализатора — высокая цена, поэтому многие автовладельцы не торопятся с покупкой. Как вариант, можно установить универсальную деталь, которая подходит для разных машин.

Такое изделие обойдется дешевле, но придется помучиться с монтажом. Нужно заранее уточнить особенности крепления.

Чтобы навсегда забыть о неисправностях катализатора, можно демонтировать изделие, поставив на его место пламегаситель.

В таком случае ЭБУ будет выдавать ошибку, поэтому «голову» придется перепрошивать. Но здесь появляются новые трудности, связанные с выездом за территорию страны из-за жестких требований к составу выхлопа автомобиля.

Устройство катализатора и его неисправности

Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого помещены специальные бобины.

Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.

Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.

Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.

Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.

Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.

Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.

Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.

Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.

Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сот, приводя к их забиванию.

Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.

Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.

В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.

Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.

Исчерпан ресурс катализатора.

Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.

Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Принцип работы каталитического нейтрализатора

Катализатор — это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, не взаимодействуя с реагентами. В качестве рабочего вещества используются платина, родий, палладий. Такие металлы имеют высокую стоимость. Для снижения расхода на металлическую или керамическую основу наносится тонкий слой драгоценного металла. Для увеличения площади применяется сотовая, ячеистая структура, что позволяет сделать устройство компактным.
Каталитический нейтрализатор устанавливается в выпускном тракте автомобиля, между приемной трубой и средним сегментом. Под действием горячих выхлопных газов катализатор разогревается до необходимой температуры, и происходит ускоренное окисление части вредных веществ, содержащихся в отработанных газах.

Что делать если забился – оплавился – осыпался?

Начну с самого печального, если оплавился – осыпался. Есть два выхода – замена на новый оригинальный стоит дорого, замена на универсальный можно купить за вменяемые деньги, но не всегда они подойдут по очищению газов, второй датчик кислорода может выдавать иногда CHECK, также нужно будет разрезать глушитель выкидывать старый и ХОРОШО устанавливать новый (не все мастера могут это сделать). НУ и самое распространенное, сейчас так делают многие – просто выбиваем, ставим пламегаситель, либо паук 4 – 2 – 1, и шьем под ЕВРО2, иногда ставим обманку. Тут выбирать, как говорится — ВАМ, загрязнять нашу планету или сохранить ее и потратить свои кровные.

А вот в случае если забился, скажем маслом, есть просто черный нагар (но нет оплавления и разрушения). Можно попробовать его очистить. Сейчас продается просто уйма средств, которые могут разъесть его и смыть. Снимаем – чистим – если помогло (машина стала тянуть, перестал гореть CHECK — хорошо). Если не помогло, тогда повторяем верхний алгоритм.

Сейчас смотрим полезное видео.

В заключение хочу сказать, в 70% случаев забитый катализатор уже не спасти (то есть либо замена на новый или же удаление и прошивка). НА этом заканчиваю, думаю информация была вам полезна, будет еще много полезных статей и видео – ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

(11 голосов, средний: 4,64 из 5)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector