Как влияет датчик детонации на работу двигателя
Неисправности датчика детонации и его замена
В этой статье расскажем о таком автомобильном устройстве, как датчик детонации, а также опишем признаки «болезни» этого определителя. Ведь для того, кто заинтересовался тем, что такое датчик детонации, признаки неисправности этого механизма будут особенно интересны.
Механизм показывает, как вы уже догадались, уровень детонации. Он стоит в двигателях внутреннего сгорания инжекторного типа. Значение такого определителя сложно переоценить. От него зависит скорость, мощь и расход топлива транспортного средства.
Для контроля за опасной детонацией современный автомобиль оснащён датчиком. Он расположен на блоке силового агрегата. Каково же влияние датчика на работу двигателя? Его задача – преобразовывать энергию механических колебаний в электрические сигналы. В корпусе размещена пьезоэлектрическая пластина. Она выдаёт напряжение, пропорциональное амплитуде колебаний.
Показания датчика детонации позволяют регулировать состав горючей смеси и углы фаз зажигания
Датчик – это акселерометр, который постоянно отсылает в электронный блок управления двигателем (ЭБУ) импульсы. После обработки сигналов блок даёт команды для изменения состава смеси воздух-топливо либо смещения фазовых углов зажигания.
Если датчик вышел из строя, то ЭБУ не в силах полноценно контролировать работу двигателя и выставляет заведомо позднее зажигание. Такое решение позволяет перевести силовой агрегат в щадящий режим, но потребление топлива возрастает в 1,5–2 раза, а мощность резко падает.
Причины возникновения детонации двигателя
Как показывает практика, чаще всего детонация возникает на старых карбюраторных двигателях, хотя в некоторых случаях этот процесс может возникнуть и на современных инжекторных моторах, оборудованных электронным блоком управления. К причинам, по которым может возникнуть детонация, относится:
- Чрезмерно обедненная топливовоздушная смесь. Ее состав может воспламениться еще до того, как в камеру сгорания попадет искра. При этом высокие температуры провоцируют возникновение окислительных процессов, которые и являются причиной взрыва, то есть, детонирования.
- Ранее зажигание. При увеличенном угле зажигания процессы воспламенения топливовоздушной смеси начинаются еще до попадания поршня в так называемую верхнюю мертвую точку.
- Использование неподходящего топлива. Если в бак автомобиля был залит бензин с более низким октановым числом, чем это предписывает производитель, то велика вероятность возникновения процесса детонации. Объясняется это тем, что низкооктановый бензин более химически активен и быстрее вступает в химические реакции. Аналогичная ситуация будет, если вместо качественного бензина в бак будет залит какой-нибудь суррогат наподобие конденсата.
- Высокая степень сжатия в цилиндрах. Другими словами, закоксованность или иное загрязнение в цилиндрах двигателя, которое постепенно накапливается на поршнях. И чем больше нагара имеется в двигателе — тем выше вероятность возникновения детонации в нем.
- Неисправная система охлаждения двигателя. Дело в том, что если двигатель будет перегреваться, то давление в камере сгорания может расти, а это, в свою очередь, может стать причиной детонации топлива в соответствующих условиях.
Датчик детонации похож на микрофон
Это общие причины, характерные как для карбюраторных, так и для инжекторных моторов. Однако у инжекторного двигателя может быть еще одна причина — выход из строя датчика детонации. Он подает соответствую информацию на ЭБУ о возникновении этого явления и блок управления автоматически меняет угол зажигания с тем, чтобы избавиться от него.
В настоящее время существует много разных вариантов перепрошивки ЭБУ с целью снизить расход топлива. Однако их использование — это не лучшее решение, поскольку нередки случаи, когда такая перепрошивка приводила к печальным последствиям, в частности, некорректной работе датчика детонации, то есть, блок управления двигателем попросту отключал его.
Соответственно, если детонация таки случается, то датчик об этом не сообщает и электроника ничего не предпринимает для ее устранения. Также в редких случаях возможно повреждение проводки от датчика до ЭБУ. В этом случае сигнал также не доходит до блока управления и происходит аналогичная ситуация. Однако все эти ошибки легко диагностируются с помощью сканера ошибок.
Сейчас читают: Датчики управления двигателем Рено Логан
Также существует ряд объективных факторов, влияющих на появление детонации в отдельных двигателях. В частности:
- Степень сжатия двигателя. Ее значение обусловлено особенностями конструкции ДВС, поэтому если мотор имеет высокую степень сжатия, то теоретически он более предрасположен к появлению детонации.
- Форма камеры сгорания и днища поршня. Это также конструктивная особенность мотора, и некоторые современные небольшие по объему, но мощные двигателя также склонны к детонированию (однако их электроника контролирует этот процесс и детонирование в них — это редкость).
- Форсированные двигатели. Обычно у них высокая температура горения топлива и высокое давление, соответственно, они также предрасположены к детонации.
- Турбированные моторы. Аналогично предыдущему пункту.
Что касается детонации на дизельных двигателях, то тут причиной ее возникновения может быть угол опережения впрыска топлива, низкое качество солярки, проблемы с системой охлаждения двигателя.
Также причиной возникновения детонации могут быть и условия эксплуатации машины. В частности, двигатель более подвержен этому явлению при условии, что машина едет на высокой передаче, однако с малой скоростью и оборотами мотора. При этом имеет место высокая степень сжатия, которая может спровоцировать появление детонации.
Еще некоторые автовладельцы стремятся уменьшить расход топлива, и для этого перепрошивают ЭБУ своих машин. Однако после этого возможно возникновение ситуации, когда бедная топливовоздушная смесь снижает динамику автомобиля, при этом увеличивается нагрузка на его мотор, и при повышенных нагрузках возникает риск возникновения детонирования топлива.
Существует ряд признаков, по которым косвенно можно определить, что в двигателе конкретного автомобиля происходит детонация. Сразу стоит оговориться, что некоторые из них могут указывать на другие поломки в машине, однако все же имеет смысл и проверить наличие детонирования в моторе. Итак, к признакам относится:
- Появление металлического звука из двигателя при его работе. Особенно это актуально, когда мотор работает под нагрузкой и/или на высоких оборотах. Звук очень похож на тот, который происходит, когда ударяются друг о друга две железные конструкции. Звук этот как раз и вызван взрывной волной.
- Падение мощности двигателя. Обычно при этом двигатель работает не стабильно, может глохнуть при работе на холостых оборотах (актуально для карбюраторных машин), долго набирает обороты, у машины падают ее динамические характеристики (не разгоняется, особенно, если машина груженная).
Тут же имеет смысл привести признаки выхода из строя датчика детонации. Как и в предыдущем списке, признаки могут указывать и на другие поломки, но у инжекторных машин лучше проверить ошибку при помощи электронного сканера (проще всего прибором ELM 327 или его аналогом). Итак, признаки выхода из строя датчика детонации:
- нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
- падение мощности мотора и в целом динамических характеристик машины (слабо разгоняется, не тянет);
- повышенный расход топлива;
- затрудненный пуск двигателя, при низких температурах это особенно заметно.
В целом же, признаки идентичны тем, которые возникают при позднем зажигании.
Неисправности в датчике: как определить и устранить?
Как и любая другая запчасть автомобиля, данная деталь не застрахована от поломки. Главное, это вовремя заметить и устранить неисправность датчика детонации. В принципе, чтобы диагностировать наличие поломки, особыми знаниями и умениями обладать совсем не обязательно. Ведь в электронной системе управления автомобиля имеется специальный индикатор — check, расположенный на панели. Когда датчик детонации становится неисправным, вышеуказанный значок загорается. Это важно заметить, потому что двигатель даже после поломки датчика может продолжать работать без особых изменений. Некоторые опытные автовладельцы уже могут определять появление такой неисправности на слух, но всё же лучше поглядывать время от времени на соответствующий индикатор на приборной панели.
Здесь возникает справедливый вопрос, чем же грозит такая неисправность, если мотор продолжает работать? Дело в том, что электронный управляющий блок работает по следующему принципу. Когда датчик ломается и не может функционировать, как положено, то зажигание, устанавливаемое блоком управления, будет заведомо поздним, дабы не допустить возможного разрушения двигателя. И, как результат, при работе силового агрегата происходит повышенное потребление топлива, а динамика работы автомобиля становится заметно хуже. Последнее несложно заметить, если дать повышенную нагрузку. В этом и заключается влияние на работу двигателя датчика детонации в случае его неисправности.
Итак, если датчик вышел из строя, то могут появиться следующие признаки:
— мощность двигателя падает;
— характеристики разгона автомобиля становятся хуже;
— происходит повышенное потребление бензина, что нетрудно заметить;
— выхлопы дыма.
Стоит отметить, что при этом индикатор check может гореть как в постоянном режиме, так и недолго гореть в моменты, когда машина получает высокую нагрузку. Самый простой способ определить неисправность – это, конечно, обратиться к специалистам в автосервис. Но как поступить, если техцентр находится далеко, а специального оборудования для сканирования устройства у Вас не имеется? Не стоит отчаиваться, ведь в данном случае может выручить обычный мультиметр цифрового типа, или как его ещё называют – тестер.
В предыдущих разделах был рассмотрен датчик детонации как работает, и для чего предназначается. Следующая ниже информация предназначается для тех, кого интересует проверка датчика детонации, а именно как проверить датчик детонации мультиметром.
Поломки, связанные с данным датчиком, могут быть следующих видов:
— внутренняя поломка устройства;
— короткое замыкание, что встречается нередко;
— произошёл обрыв сигнального провода или же оплётки для экранирования, что устранить, в принципе несложно;
— неисправность управляющего блока автомобиля.
Прежде всего, конечно, нужно визуально проверить состояние провода и оплётки. А также состояние розетки и контактов детали. Если здесь всё в порядке, то необходима проверка мультиметром. Данный прибор имеется у многих, так как его нередко используют автолюбители, а также для бытовых нужд. Сначала нужно узнать, сопротивлением какой величины обладает исправное устройство на Вашей модели автомобиля. Затем измеряется сопротивление, и если показания не совпадают с нормой, то необходимо произвести замену.
Следующий этап – проверка существующего напряжения, на контактах детали. С этой целью отсоединяется электроразъём датчика, а затем деталь снимается с самого двигателя. Далее мультиметр установите на режим напряжения (по милливольтам). Плюсовой контакт мультиметра нужно соединить на сигнальный контакт датчика, минусовой же щуп – на массу проверяемого датчика. Масса датчика в данном случае – это отверстие, предназначенное для болта крепления). Теперь, не отсоединяя мультиметр, зажимаем датчик в ладони и стучим (только не очень сильно) по какой-либо твёрдой поверхности. Во время ударов тестер должен выдавать напряжение. Обычно величина напряжения составляет от 30 до 40 мВольт. При более сильных ударах разность потенциалов должна также увеличиваться.
Прежде чем производить измерения, обязательно проверьте прибор на исправность и на его способность определять низкое напряжение. Если при исправном мультиметре, на табло не показывается разность потенциалов, то это говорит о том, что датчик сломан, и его необходимо заменить. По такому вопросу можно обратиться в СТО или же выполнить замену самостоятельно.
Стоимость ремонта датчика детонации
В большинстве случаев вы не сможете самостоятельно починить датчик детонации. Следует также отметить, что стоимость замены датчика детонации будет варьироваться в зависимости от региона и того, к кому вы обращаетесь.
Тем не менее, двигатель автомобиля значительно дороже, чем датчик детонации. Таким образом, мы рекомендуем, чтобы любой из вышеупомянутых симптомов принимался всерьез. Наконец, вы, вероятно, не сможете заменить это самостоятельно, поэтому посетите механика, чтобы сделать это правильно.