Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катализатор автомобильный что это такое признаки поломки

Борьба за экологию всегда стояла на первом месте, как один из способов поддержания жизни на нашей планете. После внедрения в автомобильную промышленность, двигателей внутреннего сгорания, работающих на дизельном или бензиновом топливе, прошло немало времени, прежде чем выхлопные газы стали настоящим бичом крупных городов.

В 70х годах прошедшего столетия, был разработан первый в мире каталитический нейтрализатор, в следствие чего удалось сократить количество вредных веществ, которые испарялись в атмосфере вместе с выхлопными газами. Что же представляет из себя катализатор?

Что такое катализатор?

Каталитический нейтрализатор является, по сути, дополнительной частью выхлопной системы. Находится между выпускным коллектором и средней частью глушителя. Исключает выброс в окружающую среду вредных газов, раскладывая вредные элементы на составляющие. Процесс происходит путем прокаливания, внутренностей.

Внутренняя часть состоит из нескольких элементов, главным из которых является соты, на которые нанесены благородные металлы. Чаще это металлы платиновой группы.

Благодаря высокой температуре, которая варьируется от 700 до 800 градусов по Цельсию, происходит добивание выхлопных газов, которые имеют температуру максимум 600 градусов. В такой печке и происходит разложение газа на составляющие.

Регулятором данного процесса является два датчика, которые установлены до катализатора и после. По-иному – лямбда зонд. Первый датчик считывает количество вредных примесей до попадания в катализатор, после чего передает сигнал бортовому компьютеру.

Второй датчик передает показания очищенной смеси, после чего происходит соотношение данных и определяется работоспособность нейтрализатора.

Проблемы

По истечении 150 000 километров пробега, можно начинать опасаться за верную работу Вашего катализатора. Распространенная и единственная в своем роде проблема – забитее сеточек и сот.

Благодаря высокой температуре, соты не только помогают дожигать вредные выхлопы, но расплавляются металлы, которые содержаться в самом катализаторе. После чего происходит засорение проходного пути, смесь возвращается обратно и силовой агрегат душит сам себя.

Датчики, реагируя на изменившийся состав смеси, подают сигнал в бортовой компьютер. Подобного рода ситуация приводит не только к тому, что движение автомобиля становится несколько “тупым”, но и может вообще запретить автомобилю продолжать путь. Экология – превыше всего.

Решение

Исходя из слухов, считается, что пробивать катализатор нельзя. Следовательно, второй вариант решения – покупка нового каталитического нейтрализатора.

Сама покупка выглядит наиболее логичным и естественным вариантом, если бы не одно «но». Стоимость нового катализатора варьируется от 30 до 150 тысяч рублей и подобная трата денег, мягко говоря, выглядит бездумной, при условии существования альтернативных способов.

К примеру, можно вернуться к пробитию. Само освобождение “банки” катализатора не грозит какими-то механическими повреждениями в сторону силового агрегата, но и бесследно для Вашего автомобиля не пройдут. Не нужно забывать о лямбда-зондах, которые стоят по обеим сторонам катализатора и считывают состояние смеси, которая проходит по выхлопной системе.

Выходом в данном случае будет перепрошивка под другой стандарт регулирования выхлопных газов, к примеру, ЕВРО-2. Подобный шаг исключит ошибку из бортового компьютера, а верная настройка системы, позволит не заметить изменения.

Второй вариант: покупка универсального катализатора, который подбирается по размерам самой “банки” и соответствию диаметра входной и выходной трубы, после чего осуществляется срез старого элемента и встраивания нового. Производится настройка бортовой сети, при необходимости меняется норма выхлопа.

И третьим вариантом, является возможность установки пламегасителей, которые выполняют функции схожие со вторым случаем, но более подробно на нем следует остановиться в отдельно взятой статье.

Настоятельно рекомендуем обращаться в проверенные сервисы для осуществления подобных операций, обязательно с опытом работы в выхлопных системах, потому как установка катализатора, пламегасителя или даже гофры, требуют внимательности и специальных навыков.

К примеру, процесс примерки и прихвата, происходит с установленной системой выхлопа на автомобиле. Дальнейшее закрепление между собой, производится исключительно в снятом на полу. Подобный подход не дает возможности изменить геометрию системы и исключает излом при установке.

Читать еще:  Как узнать когда менять ремень грм

Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор

Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.

Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.

Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.

Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.

Что ценного в устройстве

К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.

Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.

Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.

В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.

Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.

Причины преждевременной поломки катализатора

Как правило, производители катализаторов в графе срок службы указывают приблизительно 120 тысяч км, однако их практическое использование говорит о том, что выйти из строя прибор может значительно раньше. Главная причина преждевременной выработки катализатора – некачественное горючее.

Кроме того на срок эксплуатации нейтрализатора влияет такая неполадка, как некорректная работа системы зажигания. Если топливо полностью не вырабатывается в камере сгорания из-за неисправности катушки или свечей зажигания, то катализатору приходится работать в усиленном режиме, что значительно сокращает его срок службы. Еще одна причина преждевременной поломки – попадание масла, которое попросту забивает катализатор.

Также вывести из строя прибор может и механическое повреждение или резкая смена температуры. Особенно это актуально для зимнего периода эксплуатации или сезона дождей, когда разогретый механизм соприкасается со снегом или холодной водой. Но самое главное, что при выходе из строя каталитического нейтрализатора машина будет доставлять водителю много проблем. Вплоть до того, что двигатель может полностью заглохнуть и дальше авто поедет только на буксире. Теперь вы знаете достаточно о причинах неисправности автомобильного катализатора, что это такое, признаки поломки нейтрализатора будут рассмотрены ниже.

Замена каталитического нейтрализатора

Есть несколько вариантов решения данной проблемы, о которых мы ранее рассказывали на сайте vodi.su. Самый очевидный выход — отправиться в фирменный магазин вашего автопроизводителя и заказать установку нового оригинального катализатора. Услуга не из дешевых. Но в продаже уже можно найти сами картриджи (ремонтные блоки), которые стоят значительно дешевле. Еще один выход: если соты были керамические, купить блок с металлическими сотами. Стоимость будет в пределах от 4000 рублей и выше плюс установка.

Читать еще:  Зеркальная порча как снять

Если же вы не желаете тратить такие деньги, вместо нейтрализатора ставят банку пламегасителя и обманку вместо Лямбда-зондов. Конечно же, экономия будет существенная, двигатель заработает еще более динамично. Но проблема заключается в том, что уровень токсичности уже не будет соответствовать нормам Евро 6, 5, 4. То есть на таком авто вы не сможете выехать за границу, а в скором времени даже в Москву и другие большие города. Поэтому мы не советуем выполнять такого рода “ремонт”. Катализатор – великое изобретение, которое помогает улучшить экологическую обстановку во всем мире, и удаляя его помните, что воздухом дышите и вы, и ваши дети, а от его загрязненности зависит здоровье людей.

Замена каталитического нейтрализатора

Заменить катализатор не проблема, нужно иметь подъемник и набор необходимого инструмента. Вот только стоит ли это делать? И вот почему нужно задуматься:

  1. Новый катализатор с набором фланцев, трубок, соединительных элементов и каталитического бачка стоит очень дорого. Не каждый захочет выбрасывать около 1,5-2 тыс. долларов на замену. К тому же придется заменить еще и лямбда-зонд.
  2. Замена бачка на пламегаситель. Оправдана, если машина старая и не гарантийная. Тогда работа займет максимум день и расходы минимальные (до 1000 долларов вместе с пламегасителем). Но это устройство не работает как катализатор, оно просто равномерно перемешивает и выравнивает поток выхлопных газов.
  3. Замена самого каталитического бачка. Тут нужна сварка и определенная сноровка мастера. Бачок стоит около 1000 долларов, нужно аккуратно вырезать поврежденный бак катализатора и приварить к трубам новый.
  4. Замена поврежденного лямбда-зонда. А вот тут возникнет проблема. Все лямбда-зонды имеют свою калибровочную прошивку и прописываются в борт-компьютере. Без повторной прошивки платы управления не обойтись, а это можно сделать только на сервисной станции.

Автомобиль, особенно старый, может спокойно ездить без каталитического нейтрализатора. Но мощность будет потеряна, увеличивается потребление топлива. Срок службы катализатора часто можно увеличить, если аккуратно, не сильно, простукивать корпус. Но силы прикладывать нельзя, иначе замена будет дорогой и болезненной.

Возможные причины поломки катализатора

Примерный срок службы составляет в среднем 110-120 тысяч километров, соответственно, после этого срока каталитический слой сгорает полностью. Но в реальности менять его приходится еще раньше, так как качество используемого топлива чаще всего оставляет желать лучшего.

Имеет значение и качество используемых смазочных материалов, и наличие поломок в системе зажигания, так как если свеча выйдет из строя, то топливо начнет сгорать в катализаторе, а не в камере сгорания, как это положено. Причиной поломки может стать удар, вследствие которого в конструкции появятся трещины, что сделают корректную работу детали невозможной.

Устройство автомобильного катализатора

В следующих ситуациях нужно начинать бить тревогу:

  • Автомобиль начал издавать нехарактерные звуки, напоминающие дребезжание.
  • Датчик двигателя начнет менять значения в моменты, когда этого просто не должно быть, например, на холостом ходу.
  • Общая тяга заметно уменьшилась.
  • Двигатель может просто не заводиться или же скорость движения значительно снизится.

Скорее всего, причину нужно будет искать в катализаторе, который мог полностью забиться, или же его пропускная способность стать минимальной. Повлиять на это может и качество топлива и чрезмерно большое количество масла в двигателе. Цена ремонта автомобиля, если ничего не предпринимать, может быть очень большой, поэтому имеет смысл своевременно обратиться в сервисный центр за квалифицированной помощью.

Устройство и принцип работы каталитического нейтрализатора

Рассматривая катализатор автомобильный, что это такое, признаки поломки, рекомендуется изучить конструкцию и принцип работы. Основной составляющей является матрица – керамические или металлические соты со специальным напылением – платиноиридиевым.

Читать еще:  Место для домкрата приора

Подобное устройство обеспечивает максимальное соприкосновение выхлопов с плоскостью фильтрующего элемента. А нанесенный каталитический слой способствует окислению опасных соединений, с последующим образованием СО 2 и N 2 . Еще одна функция катализатора заключается в обработке выхлопов – снижении температуры, давления, скорости выходящих газов.

Нейтрализатор является сменной запчастью. Его срок службы достигает 100 000 – 150 000 км, при использовании качественного топлива и регулярного проведения регенераций. Но чаще происходит преждевременное засорение, что сопровождается сигналом – активацией Check Engine на панели управления.

Другие признаки неисправности:

  1. Заметно сокращается мощность машины, возникают сложности при запуске. Причина – засорение сот фильтрующего элемента, сокращение пропускной способности.
  2. Возникает ощущение, что автомобиль держат за задний бампер, что не дает ему нормально двигаться и развивать скорость.
  3. Увеличивается расход топлива. Это связано с попытками системы управления провести регенерацию – самоочистку, сопровождающуюся повышением температуры. А для этого используются дополнительные порции горючего.
  4. Меняется запах выхлопов, становится более едким, химическим.

Такие признаки неисправности указывают на необходимость обращения к специалистам. Дальнейшая эксплуатация транспорта приведет к росту противодавления, нарушениям в работе силовой установки, капитальному ремонту.

Использование автомобиля без катализатора

Несмотря на то, что использование автомобиля без катализатора не рекомендуется, многие ездят на автомобиле без катализатора, когда он ломается. В этом случае может устанавливаться механическая или электронная обманка катализатора, а также пламегаситель. Без этой обманки будет постоянно высвечиваться ошибка двигателя. Можно как приобрести, так и сделать обманку на катализатор самому. Для этого используется обычный конденсатор, который подключается на провода от лямбда-зонда. Также можно сделать механический эмулятор катализатора своими руками. Под размеры лямбда-зонда вытачивается трубка, которая удлиняет его, в результате датчик находится не под прямой струей газа, а немного дальше.
Катализатор является дорогостоящим элементом, даже для отечественных автомобилей он обойдется около 10 тысяч рублей. Поэтому необходимо следить за состоянием двигателя, чтобы он не вышел из строя раньше времени. Если же он забился, то лучше, как можно раньше провести чистку. Это продлит срок службы катализатора и улучшит динамику автомобиля.

К чему может привести поврежденный катализатор

Если каталитический нейтрализатор только забит сажей, то его еще можно прочистить. Но если не обращать внимания на возникшую проблему, то в лучшем случае автомобиль попросту однажды не сможет завестись, или же мотор запустится, но быстро заглохнет.

Хуже, если из-за сажи произошло оплавление бобины. Восстановить поврежденный элемент не получится, тогда вернуть работоспособность двигателю поможет либо замена каталитического нейтрализатора, либо удаление его и установка пламегасителя.

Самым худшим вариантом является механическое разрушение. Частицы сотов могут значительно осложнить прохождение выхлопных газов по катализатору.

Из-за этого часть газов может вернуться обратно в цилиндры, да еще и с примесями керамики.

А сторонние предметы в цилиндрах, пусть и мелкие могут привести уже к повреждению цилиндропоршневой группы и надобности в капитальном ремонте.

Но не стоит всегда «грешить» на катализатор, он может быть лишь последствием того, что какая-то из систем авто работает неправильно, или в машину заливается некачественное топливо с большим количеством присадок.

Поэтому даже при малейшем падении мощности следует сразу же провести диагностику состояния систем питания и зажигания, а также оценить работоспособность всех датчиков, а уже после проверять катализатор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector