Avto505.ru

Авто 505
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объемный звук в машину

Как сделать качественный звук в салоне авто

Наверно, редкий автолюбитель может похвастаться тем, что любит тишину в дороге. Большинство владельцев машин слушают радио или записанные на диск или флешку любимые песни. Но есть и настоящие меломаны, для которых автомобиль – это еще и мир музыки. Они не экономят на магнитоле и колонках, постоянно усовершенствуют аудиосистему, пока не добьются идеально чистого звука. Если вы относитесь к этой категории меломанов, то вам будет интересно узнать, как добиться идеального автозвука.

Для начала всегда надо учитывать, что акустика в салонах разных марок и моделей машин имеет свои особенности. Кроме того, настоящие ценители автозвука знают, что хорошая аппаратура не может стоить дешево. Единственное, на чем вы можете сэкономить – установка. Монтаж аудиосистемы в салоне будет стоить недешево, но вы будете уверены в его качестве. Устанавливая системы автозвука самостоятельно, вы не переплачиваете деньги, но не можете быть на 100 % уверены в результате. Выбор остается за вами.

Главный секрет успеха кроется в качественном источнике звука (автомагнитоле) и акустике, хороших соединительных элементах и установочных аксессуарах, грамотной инсталляции и профессиональной настройке. Разберемся по порядку.

Автомагнитола и внешний усилитель

Основная задача автомагнитолы – воспроизведение звука любой громкости без искажений. Но опытные автомобилисты знают, что даже самая дорогая и качественная автомагнитола бессильна против законов физики. В автомобилях используется напряжение питания в 12 вольт, а при нем невозможно снять больше 15-17 ватт мощности с усилителя магнитолы без искажения звука. Поэтому при большом уровне громкости можно услышать неприятные шумы и хрипы, которые портят все впечатление от музыки. Чтобы добиться чистого звучания необходимо купить внешний звуковой усилитель.

С его помощью слабый звуковой сигнал увеличивается, а музыка звучит без искажений и шумов при любой громкости. Существует несколько видов усилителей 2х, 4х и 5-канальные. Одноканальные усилители предназначены для подключения сабвуфера большой мощности. С помощью двухканальных устройств можно подключить акустическую систему с раздельными каналами: обычное стерео, ABC или псевдоквадро. 3х канальные усилители используются достаточно редко, но при этом они выдают лучшую мощность на канал, чем четырехканальные. Для большинства акустических систем сегодня используется четырех канальный усилитель. Вы можете подключить 4 динамика или 2 динамика и сабвуфер. Но необходимо учитывать мощность устройства, некоторым сложно справиться с такой нагрузкой, а другие способны на подключение сразу 2х сабвуферов. Пятиканальные сабвуферы – это самые дорогие модели. Они достаточно компактные и при этом позволяют подключать 4 динамика и 1 сабвуфер. 6-ти канальные усилители сегодня используются крайне редко.

Акустические системы

Акустическая систем (или по-простому динамики) — это одна из самых главных составляющих качественно автозвука. От качества их сборки и диапазона воспроизводимых ими частот зависит то, как будет звучать музыка на выходе с усилителя. Многие известные фирмы постоянно совершенствую качество своих акустических систем, внедряют новейшие технологии, экспериментируют с материалами, но только единицам под силу разработать идеальные динамики, которые могут с абсолютной точность передавать реальное звучание инструментов и голоса. Чтобы добиться идеального звучания надо учесть, что воспроизведение высоких, средних и низких частот имеет свои особенности. В связи с этим можно сказать, что хорошая акустическая система должна обязательно включать 3 или даже 4 компонента, подключаемых через специальные фильтры – кроссоверы. Задача каждого компонента системы состоит в передаче своего диапазона частот. Низкочастотные головки называются мидбасы, среднечастотные – мидрендж, а высокочастотные – твитеры. В бытовой аппаратуре эти элементы установлены вместе в корпусе колонки, но в автомобиле монтаж каждой головки – это задача для профессионала. Необходим тщательный расчет места установки динамика, его акустического оформления и угла наклона, а также определение направления звука.

Сабвуфер

Это важная часть акустической системы, представляющая собой низкочастотный динамик большого размера. Задача сабвуфера – воспроизведение самой нижней полосы звуковых частот (20 – 100 герц). Почему же именно ему уделяется так много внимания при создании качественного автозвука? Дело в том, что во время движения в салоне автомобиля слышны низкочастотные шумы от работы двигателя и соприкосновения шин с дорогой. Чтобы заглушить их, сабвуферу надо работать на полную мощность.

Шумо- и виброизоляция салона

Планируя сделать шумо- и виброизоляцию салона автомобиля, вы решаете этим сразу несколько задач: устраняете резонансы металлических деталей кузова, стекол, пластиковых элементов салона, создаете нужные условия для функционирования акустической системы, снижаете уровень шума в салоне во время езды, а также шума от выхлопной системы и двигателя. Данный процесс является достаточно сложным в технологическом плане, поэтому к нему надо подойти профессионально. Шумо- и виброизоляция повышают массу автомобиля, поэтому необходимо заранее прослушать автомобиль во время движения, чтобы определить «неблагополучные» зоны, с которыми и будет вестись дальнейшая работа.

Звуковая сцена

Это составляющая автозвука является самой неоднозначной. Считается, что именно звуковая сцена делает звук более реалистичным, полным и объемным. Она позволяет разделить отдельные звуки таким образом, что мы будем ощущать себя как на концерте в большом зале, при этом ощущая, сто перед нами по центру стоит вокалист, гитарист — справа, а барабанная установка несколько удалена. Установка аудио процессора является самым бескомпромиссным, но и самым дорогим способом построения звуковой сцены. Это устройство разделяет частоты, формирует пространственные частотные характеристики, создает временные задержки, компенсирующие разницу расстояния до левых и правых акустических систем. Более экономичный способ построения звуковой сцены – тщательный выбор многокомпонентной акустики, ее профессиональная установка и настройка.

Хороший звук в машине: что это, сколько стоит и как поставить

Что такое плохой и хороший звук, сколько динамиков должно быть в салоне, за какие деньги можно купить действительно хорошую систему и что в ней должно быть, помимо колонок? Секретами делится наш эксперт.

Читать еще:  Диски торусы r16 на приору

Чем плоха штатная аудиосистема?

Поскольку аудиосистема не влияет прямо ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, автопроизводители традиционно не стараются сделать ее звучание лучше: главное, чтобы «музыка» была надежной и не портила статистику поломками. Как правило, на конвейере автомобили комплектуются аудиокомпонентами известных брендов — Blaupunkt, Clarion, Panasonic, Philips. Но не стоит покупаться на «доброе имя» — в штатные комплектации идут самые простые версии оборудования без цели угодить меломанам.

Штатная акустика обычно имеет узкий частотный диапазон, воспроизведение с «пластмассовым» или «картонным» призвуком и плоскую, необъемную звуковую сцену. Кроме того, на высокой громкости динамикам нередко начинают «подыгрывать» детали отделки интерьера, «украшая» фонограмму трелями и вибрациями фрагментов торпедо и дверных карт.

Конечно, тут мы не говорим об автомобилях премиум-сегмента, которые «с завода» комплектуются компонентами элитных марок (Harman Kardon, Bang & Olufsen, Bose), отличаются специальной подготовкой кузова, наличием усилителей, сабвуфера и тщательно рассчитанным размещением динамиков.

Что такое качественный звук в автомобиле?

Это возможность не только насладиться вокалом поп-звезд, но и оценить мастерство исполнителей отдельных инструментальных партий, солистов с широким диапазоном голоса. «Правильные» динамики точно передают все оттенки звучания инструментов, не приукрашивая звучание и не скрадывая его особенностей. Хороший звук должен быть чистым, без примесей в виде резонанса деталей салона. Конечно, нештатная музыка может быть еще и громче, чем «родная», но это нельзя считать основным фактором качественной инсталляции.

Кому стоит оставить штатную аудиосистему?

При всех ее минусах штатная аудиосистема обычно надежна, обладает достаточной громкостью, неплохо воспроизводит звук в диапазоне человеческой речи и многих популярных музыкальных жанров. Так что если вы на недорогой машине гоняете с утра до вечера по разбитым дорогам в компании разговорчивых пассажиров, слушаете шансон или FM-радио и дорожите оригинальным состоянием интерьера, скорее всего, штатная акустика как раз для вас.

Сколько динамиков должно быть в машине?

Количество громкоговорителей — отнюдь не самый важный фактор, гораздо важнее — тип акустической системы. Для точной передачи всех нюансов фонограммы акустика должна быть компонентной — как минимум с двумя частотными каналами. Фактически каждый такой громкоговоритель состоит из двух динамиков: высокочастотного твитера («пищалки») и низко-среднечастотника — мидбаса, а также из частотного фильтра-кроссовера.

Необходимый минимум в автомобиле — одна пара таких двухканальных комплектов, размещенная в передней части. Это так называемый фронт, которого в целом достаточно для того, чтобы «почувствовать разницу» на фоне штатной системы. Для лучшего воспроизведения низких частот желательно разместить в задней части салона еще одну пару обычных (однокомпонентных) громкоговорителей диаметром побольше (не менее 16 см или «овалы» 6х9 см).

В идеале это должен быть специальный низкочастотный динамик — сабвуфер, подключенный к отдельному каналу. Дальнейшее наращивание количества динамиков повлияет не столько на качество звучания, сколько на лучшую слышимость в разных точках салона.

Как подбирать параметры динамиков?

Первая проблема при подборе динамиков на замену штатным — размеры, ведь штатные часто бывают меньше стандартных по диаметру и глубине. Кроме геометрии, громкоговорители должны подходить по электрическим параметрам.

Особо важны две характеристики — сопротивление и чувствительность. Если мы говорим о подключении акустики по-бюджетному — напрямую к головному устройству (без усилителя), то сопротивление должно быть не менее 4 Ом, а чувствительность — порядка 92 децибел.

Как выбрать недорогие, но качественные динамики?

У большинства производителей car audio с мировыми именем в ассортименте присутствует акустика всех трех ценовых групп. Исключений немного, например, Focal с его исключительно топовыми моделями или JBL с его бюджетной ориентацией. Комплект недорогих фронтальных динамиков (два твитера, два мидбаса и два кроссовера) хорошей марки будут стоить порядка $45-50.

При этом аналогичные по характеристикам громкоговорители от неизвестного производителя можно купить и за $15, но, как правило, работают такие не больше года. В случае, когда речь идет о недорогой аудиосистеме, рекомендуется обратить внимание на попадающие в диапазон $45–50 американские бренды (Polk Audio, MTX, Kicker). Они традиционно рассчитаны на использование в свободном объеме двери, багажника и т.п.

Что нужно сделать, кроме замены динамиков?

Первое условие — правильно выбрать место для динамиков. Высокочастотники-твитеры нужно размещать повыше, поближе к слушателю и направлять на него. Мидбасы (динамики средне-низкочастотного диапазона) обычно располагают ниже, сабвуфер может стоять в любой части салона.

Также важно обеспечить жесткое крепление динамика к массивной детали кузова. Если это будет не штатный пластиковый подиум, то придется изготавливать как минимум кольца-проставки, к примеру, из толстой фанеры.

И, наконец, существенно улучшит звучание громкоговорителя даже локальная виброшумоизоляция. Если нет возможности обработать специальными материалами все панели двери, в которую установлена акустика, нужно наклеить лоскут поглощающего материала хотя бы напротив тыльной стороны динамика. Это в значительной мере устранит нежелательные призвуки от вибрирующего металла.

Насколько дорога акустика высокого уровня?

Акустические системы среднего ценового уровня авторитетных брендов продаются по цене $100–120 за комплект, топовые модели — в среднем $250–300. Существует также акустика премиум-уровня ценой порядка $900 – 1 000 за пару. Это динамики ручной работы для настоящих гурманов автозвука и для высокопрофессиональных установщиков.

Такие комплекты выпускаются под заказ и, интересуясь их ценой, нужно помнить также о цене работ по их инсталляции в автомобиль (а это может быть и $1 000, и $2 000) — только установщики высокого класса помогут полостью реализовать потенциал таких динамиков.

Чем отличается простая аудиосистема от дорогой?

Кроме более дорогих громкоговорителей, аудиосистема высокого класса отличается способом их установки. Если у недорогой системы динамик «играет» на объем двери, багажника или всего салона (смотря где установлен), то для каждого (за исключением некоторых твитеров) динамика Hi-Fi-системы создается собственная камера, объем которой определяется производителем или установщиками.

Читать еще:  Что делать если сорвало резьбу

В продвинутой системе обязательно есть сабвуфер ($60 – 600), несколько усилителей мощности ($70 – 12 000) для поканального усиления сигналов фронта, тыла, сабвуфера. Все компоненты соединены специальной проводкой ($100 – 1000). Весь автомобиль подвергается работам по шумоизоляции с полной разборкой салона и багажника ($400 – 1 000). Естественно, при таком подходе головное устройство не остается штатным, и его или заменяют ($60 –1 500), или подвергают апгрейду (от $100).

Наконец, профессионалы автозвука окончательно настраивают звуковую сцену, меняя угол оси громкоговорителей на считанные градусы, регулируя уровень и частотный диапазон сигнала каждого динамика. В итоге мало-мальски качественная аудиосистема обойдется в сумму не менее $2-3 тыс., а действительно совершенная легко может стоить и $10 тыс.

Хэтчбеки: Kia Soul с акустикой JBL

Стильный малыш, «кроссоверохэтчбек» Kia Soul, оснащен акустикой JBL с внешним усилителем и сабвуфером. Она устанавливается в комплектациях Premium 1.6 GDI / 132 или 2.0 MPI / 150 стоимостью 1 334 900 и 1 354 900 соответственно.

Каждый компонент акустики так настроен к интерьеру автомобиля, что искажение звука почти нулевое.

Конкурентами Soul по музыкальности могли бы стать Hyundai Creta и Renault Kaptur. Но «кореец» и «француз» имеют полный привод и бОльшие размеры, так что попадают в другую лигу.

Динамики

При подборе и покупке динамиков для автомобильной аудиосистемы следует понимать, что далеко не все модели можно установить в штатные места, предусмотренные в каждой конкретной марке машин. Эти проблемы могут быть связаны как с габаритами и формой динамиков, так и с техническими параметрами этой продукции.

Специалисты рекомендуют при покупке динамиков обращать внимание на следующие нюансы.

  1. Диаметр. От этой физической характеристики напрямую зависит громкость воспроизведения звуков;
  2. Чувствительность, которая является отражением КПД оборудования, где повышение цифрового значения означает увеличение уровня громкости.

Уровень четвертый. Полная замена штатной системы

Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.

Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров

Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.

Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.

Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes

А вот если штатная «голова» объединена с другими системами автомобиля, тут уже сложнее. Далеко не факт, что на ваш автомобиль существует альтернативное головное устройство. В таком случае подход будет индивидуальным, и с большой вероятностью затратным.

Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника

Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.

Всего существует два типа акустики для автомобилей — коаксиальная и компонентная.

Коаксиальная акустика состоит из нескольких акустических головок (низко-, средне- и высокочастотных), расположенных в одном корпусе. Такая система гарантирует отличное воспроизведение низких частот, но обычно в ней дополнительно устанавливаются специальные головки для воспроизведения средних и высоких частот, и благодаря этому повышается качество звучания.

Коаксиальная акустика очень легко устанавливается в авто, при этом не занимает много места. Однако качество звука будет средним, но вполне удовлетворит неискушенного слушателя. Еще одно преимущество — невысокая цена в сравнении с компонентной акустикой того же бренда и качества, поэтому такие устройства популярны на сегодняшний день. Это отличное решение для тыловых или фронтальных колонок.

Разбег цен на коаксиальные акустические системы составляет от 700 до 17000 рублей.

Автоакустика / Сабвуферы

Если вам важно добиться максимально качественного звучания любимых треков, конечно, стоит отдать предпочтение компонентной акустике. Именно она позволяет слышать сразу несколько звуков и различать разные музыкальные инструменты. В салоне авто создается «эффект 3D звука», который достигается в первую очередь потому, что динамики низких, средних и высоких частот устанавливаются в разных местах авто, что позволяет им воспроизводить «объемный» насыщенный звук. Установка такой системы намного сложнее в сравнении с коаксиальной акустикой, и стоимость ее выше, но зато можно получить высокое качество звучания, которое оценят и профессионалы, и любители.

Читать еще:  Как дрифтовать на полном приводе

Стоимость компонентной акустической системы составляет в среднем от 1100 до 16000 рублей.

Еще важные элементы акустической системы — сабвуфер и твитер. Первый предназначен для воспроизведения низкочастотных басовых звуков, которые не под силу воспроизвести компонентной или коаксиальной акустике. Сабвуферы при необходимости можно приобрести отдельно. Чаще всего их устанавливают в багажнике или на задней полке авто. Если планируется отдельно приобрести и установить сабвуфер, придется выложить от 1900 до 7000 рублей.

Твитер создает эффект чистоты звука. Он воспроизводит высокие частоты и как бы направляет звук на слушателя, делая тем самым восприятие комфортными и приятным. Такие колонки стоят от 1500 до 9000 рублей.

Безусловно, ни одна акустическая система не будет работать без автомагнитолы или автомедиастанции – такие устройства стоят от 1000 до 13400 рублей.

Подводим итоги

— Узнайте, кто производитель. В настоящее время «Инфинити», «Элпайн», «Магнат», «Пионер», «ДЛС», МТХ и некоторые другие являются самыми надежными производителями динамиков.

— Имейте в виду, что у колонок должен быть подвес из резины (диффузор). На это специальное устройство возложена функция преобразования в звук электрического сигнала. Это элемент делают из картона или из бумаги. Его обрабатывают гидрофобной пропиткой. На качественных диффузорах подвес, как правило, из резины или каучука.

Обращаем внимание, что недорогие или поддельные динамики могут сопровождаться элементами ткани. Это неправильно. Ведь получить самый качественный звук из колонок можно лишь тогда, когда подвес из каучука. Матерчатый материал, к сожалению, может работать лишь некоторое время. Значит, лучше его не выбирать.

— Тот, кто собирается произвести установку динамиков спереди, должен знать, что они должны быть твитерами, то есть пищалками. Возможно, вы не готовы к такому выбору. Что делать? Остановитесь на шелковых пищалках. Тогда можно будет рассчитывать на мягкое и качественное звучание.

— При установке акустических колонок сзади нужно исходить из того, что у них будут размеры 6х9 дюймов. Поэтому лучше всего будет поставить акустику, у которой большой диаметр. Значит, если в автосалоне есть место, то используйте эту возможность. Но в большинстве случаев хватит обычных динамиков, если они дополнительно снабжены сабвуфером, усиливающим звук, или усилителем.

Focal 165 AS3

Одно из самых недорогих и популярных решений в сегменте трехполосных компонентных систем. Мнения пользователей неоднозначны, но значительное количество автомобилистов считает, что ценность Focal 165 AS3 намного выше ее стоимости (около 17 500 рублей).

В комплекте идут 165-мм мидбасы и дополнительный 3-дюймовый СЧ-динамик, алюминиевые твитеры и кроссоверы. Причем желательно использовать именно «родной» кроссовер — с ним звучание практически не зависит от ориентации низко- и среднечастотных динамиков. Защитные решетки тоже имеются.

Чтобы более-менее объективно оценить качество звучания, необходимо дать системе больше времени на «разминку». Учитывая материал диффузоров мидбаса и СЧ-динамика (стекловолокно), на это может уйти до нескольких дней. Но зато система может похвастаться хорошим запасом мощности (до 160 Вт), неплохой проработкой частот и высокой чувствительностью. Стоит поэкспериментировать с выбором места монтажа, ориентацией и настройкой «пищалок» — в 165 AS3 звучание в верхнем частотном диапазоне очень сильно зависит от положения твитеров.

Кое-что о подборе компонентов

Китайские мультимедийные головные устройства типа «штатной магнитолы на Android», которые массово предлагаются для популярных моделей авто, ориентированы на другие преимущества. Но те из них, которые стоят ближе к $1000, имеют, как ни странно, довольно качественное воспроизведение звука. Еще один вариант для заядлых меломанов – найти в интернете высококачественный CD-проигрыватель (именно CD, а не MP3) премиального класса, выпущенный 8 – 10 лет назад. И встроить эту вторую «голову» где-то в свободном месте торпедо. Инсталляторы-профессионалы порой имеют варианты управления таким «дублером» со штатных кнопок автомобиля.

К сожалению, эпоха аудиофильских систем car audio уже в прошлом – нынешние «головы» качают компрессионную музыку из «облачных» сервисов. Но при желании еще можно купить нечто, подобное безупречным Nakamichi.

При выборе новых динамиков будьте внимательны, ведь большинство акустики в нынешних магазинах (особенно в небольших городах) – это громкие и привлекательные внешне, но отнюдь не HiFi-динамики. Требуйте прослушивания перед покупкой. Еще одна проблема при выборе динамиков – геометрия. Во многих авто сегодня штатные места под динамики имеют нестандартные размеры, в то время как производители качественной акустики придерживаются классических форматов: 13,0 см, 16,5 см, 6х9 дюймов и т.д. Учтите и то, что вам понадобиться место для жестких проставок под динамики, если вы захотите улучшить звук и за счет правильного акустического оформления динамиков.

Акустические системы – по-народному динамики – могут быть двухкомпонентным. Отдельное расположение высокочастотного и средне-низкочастотного динамиков делает звук объемнее.

Советуем поэкспериментировать с двухкомпонентной акустикой – комплектами из высокочастотных твитеров и средне-низкочастотных мидбасов. При этом некоторые модели высокочастотников выполнены в собственном корпусе, который не требует резать панели интерьера авто. А за счет подъема ближе к ушам слушателей источников высоких частот можно добиться более объемного звучания.

Рекомендация Авто24

Начните со своих требований к автозвуку: поймите, какой характер звучания вы считаете качественным. Для этого напроситесь в машину к водителю, у которого уже работает добротная аудиосистема, послушайте несколько композиций различных стилей. Ну а лучше всего посетить для консультации авторитетную инсталляционную мастерскую, где вам продемонстрируют разницу между аудиосистемами различных классов и требования к компонентам для воспроизведения музыки разных стилей. Правда, после этого надо будет устоять перед соблазном обратиться к этому ателье за полным комплексом услуг. А если и не удержитесь – может, оно и к лучшему.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector