Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет сечения автомобильного провода

Расчет сечения автомобильного провода

В процессе подбора проводов, которые используются для монтажа автомобильной проводки, чрезвычайно важно учесть ключевые факторы влияния на них внешней среды. Во время эксплуатации автопровода будут подвергаться вибрационным воздействиям, загрязняться топливом и машинными маслами, а также функционировать в условиях температурных колебаний. Именно поэтому изоляционный слой автомобильного провода должен быть устойчивым к агрессивным средам, выдерживать как мороз, так и аномально высокий нагрев. Еще один критерий, по которому подбирается автопроводка, — удобство монтирования, то есть достаточный показатель гибкости.

Способы определения

Существует несколько способов определения сечения кабеля. Все они сводятся к тому, чтобы сначала вычислить диаметр жилы, после чего с помощью небольших расчетов узнать окончательное значение.

Способ №1 – Приборы в помощь!

На сегодняшний день существуют инженерные приборы, с помощью которых можно запросто определить диаметр жилы провода либо кабеля. К таким приборам относятся штангенциркуль и микрометр (увеличьте фото нажатием, чтобы просмотреть все инструменты).

Данный способ определения наиболее точный, но «обратная сторона медали» заключается в стоимости самого штангенциркуля/микрометра. Цена, конечно, не космическая, но для единоразового использования нет смысла приобретать данный инструмент.

Чаще всего такой вариант выбирают профессиональные электрики, чья жизнь непосредственно связана с монтажом электропроводки. Имея штангенциркуль можно точнее всего определить сечение провода своими силами. Преимущество данной методики заключается в том, что замерить диаметр жил можно даже на участке работающей линии (к примеру в розетке).

После измерения необходимо воспользоваться следующей формулой:

Не забываем, что число «Пи» составляет 3,14. Для максимального упрощения формулы можно 3,14 разделить на 4, после чего вычисления сведутся к умножению 0,785 на диаметр в квадрате!

Способ №2 – Использование линейки

Если Вы не желаете тратить деньги (а правильно и делаете!), то рекомендуем использовать простой «дедовский» способ для того чтобы определить сечение провода по его диаметру. Если имеются проволока, простой карандаш и линейка, найти ответ можно за считанные минуты. Все что Вам нужно – зачистить жилу от изоляции, после чего плотно накрутить ее на карандаш (как показано на картинке) и линейкой измерить общую длину намотки.

Суть способа заключается в том, что необходимо измерить общую длину намотанного проводника и разделить ее на количество жил. Значение, которое получиться – диаметр, который Вам нужно определить.

Несмотря на свою простоту, вычисления имеют свою особенность:

  • чем больше жил будет намотано на карандаш, тем точнее выйдет результат, минимальное количество витков – 15;
  • витки обязательно должны быть вплотную прижаты друг к другу, чтобы не было свободного пространства, которое значительно увеличит погрешность;
  • определение необходимо осуществлять несколько раз (меняя начальную сторону замера, переворачивая линейку и т.д.). Опять-таки, чем больше вычислений – тем меньше погрешность.

Обращаем Ваше внимание на существенные недостатки данного способа. Во-первых, для измерения подойдут только тонкие проводники (из соображений того, что толстый кабель будет сложно накручивать). Во-вторых, в магазине перед покупкой для такой методики необходимо отдельно приобрести небольшой кусочек изделия.

После всех измерений необходимо воспользоваться все той же формулой, которую мы указали выше. На видео демонстрируется пример определения сечения проводника с помощью линейки:

Способ №3 – Использование таблиц

Вместо того, чтобы определять сечение кабеля по формуле, можно просто использовать готовые таблицы, которые сократят Ваше время и сделают результат наиболее точным.

Таблица довольно простая: в одной колонке указаны диаметры жил, во второй – их поперечные сечения в квадратах.

Устройство автомобилей

Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений.
Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля.
По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.

В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.

Автомобильные провода низкого напряжения

Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.

Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте.
Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.

Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.

Читать еще:  Где находится блок управления стеклоподъемниками

Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки.
Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.

Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.

Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от —40 до +105 ˚С.

Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).

Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от —60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.

Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.

На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.

Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм 2 . Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм 2 ) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм 2 ).

Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п.
Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.

Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.

Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.

Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута. Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм 2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.

Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм 2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.

Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.

Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:

Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.

С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.

Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.

Мультиплексная система электропроводки

Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.

Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.

Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.

Высоковольтные провода системы зажигания

Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси. Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи.
Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.

Читать еще:  Как определить состояние ремня грм

Высоковольтные провода делятся на обычные — с металлическим центральным проводником, и специальные — с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.

Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×10 3 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.

Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).

Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×10 3 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.

Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»).
Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки.
Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.

Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет.
Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.

Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.

Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» — 11 кОм/м).
Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).

Длина пускового провода

В продаже чаще всего встречаются комплекты проводов длиной от 2 до 5 метров. Несмотря на то, что правильным кажется выбрать максимально длинный провод для гарантированного соединения двух аккумуляторов, не стоит забывать о законах физики: чем длиннее кабель, по которому проходит ток, тем больше потери напряжения и выше сопротивление — а, следовательно, и ниже эффективность работы.

С другой стороны, далеко не всегда автомобиль, от которого можно прикурить аккумулятор, может подъехать вплотную к капоту пострадавшего собрата, что особенно актуально в городских условиях (на узких улочках, многоуровневых парковках и загруженных автостоянках). Поэтому для прикуривания разряженного АКБ от другого аккумулятора оптимальной будет длина от 3 до 4 м, как, например, в комплекте проводов пусковых Carfort (максимальный ток 500 А, длина 4 м), а для восстановления батареи в домашних условиях от специального зарядного устройства достаточно кабеля длиной до 2,5 м.

Расчет сечения и выбор кабеля для подключения мощных потребителей — лебедки или автомобильного усилителя

Модератор: Valery

Расчет сечения и выбор кабеля для подключения мощных потребителей — лебедки или автомобильного усилителя

Сообщение Valery » 19.02.2015 07:39

Какой выбрать провод для подключения автомобильного усилителя — красный или черный? (так это звучит по-народному).

А вот чтобы правильно выбрать сечение кабеля для подключения внешнего усилителя, уже придется немного посчитать, благо что немного.

1. Для начала нужно определить максимальный потребляемый ток. Для ориентира можно взять номинал предохранителя на усилителе. Если их несколько — суммировать. Например имеем 2 усилителя с предохранителями на одном 40А и на другом 60А.

При максимальном токе потребления, падение напряжения не должно быть больше 0,5 вольт (лучше, если взять за точку отсчета еще меньшее значение потерь).
Рассчитаем сопротивление кабеля используя закон Ома. (См. учебник физики за 7й класс):

Т.е. нужен кабель с удельным сопротивлением не выше 0,001 Ом/метр. Можно выбрать подходящий, воспользовавшись каким-нибудь умным справочником, а можно из таблицы:

Gaдиаметр (мм)сечение (мм2)Oм/Метр
08.25253.490,000328984
17.34842.410,0004066
26.54333.620,000522832
45.18921.150,000830824
83.258.300,002099528

На всякий случай цепь питания усилителя надо обезопасить от КЗ (короткого замыкания). В случае замыкания такого провода, как сечение 4Ga можно устроить пожар.
Поэтому вначале цепи (около АКБ) в цепь +12В ставим плавкий предохранитель, силу тока которого подбираем из таблицы ниже.
Номинал предохранителя защиты цепи питания должен быть равен либо быть больше номинала предохранителей расположенных на усилителях вместе взятых на 5-10%.

Основы правильного питания автомобильного усилителя

Сообщение Valery » 22.02.2015 09:10

Re: Расчет сечения и выбор кабеля для подключения автомобильного усилителя

Сообщение Valery » 24.02.2015 10:47

С плюсом все понятно — его надо тянуть.
С минусом — менее понятно, т.к. бо’льшая половина берет его с кузова авто. Теоретически он будет лучше у нового авто и менее подверженного коррозии (наверное доли Ом).

Как обычно организован минус на автомобиле: от АКБ идет провод на стартер, а от стартера — к раме.
Т.е. его путь долог и тернист.

Читать еще:  Апс 2500 схема подключения

Протянул кабель 25мм[sup]2[/sup] Хотел замерить сопротивление в точке вывода (багажник на уровне задних сидений) — между корпусом и проводом минуса от АКБ присутствует какие-то блуждающие токи.
Наличие этих токов явно не на пользу корпусу, т.к. способствует электрокоррозии.
Поначалу думал минусовую клемму поставить на диэлектрическую колодку, а теперь мне кажется, что надо ставить на корпус — заодно убить эти бродячие токи.

Какие мысли у электриков и диэлектриков?

Re: Расчет сечения и выбор кабеля для подключения автомобильного усилителя

Оно конечно, все очень грамотно, с расчетами, теориями, может так и надо, когда зимой времени много.
Я на всех машинах просто покупал кабель 16-25кв/мм, а массу на ближайший болт кузова.
Проблем не было.
Мое мнение, чтобы упала мощность усилителя, от посадки напряжения, кузов должен проржаветь, как сито, и авто развалилось части.
Единственный практический плюс, от отдельной прокладки минусового кабеля, это возможно, слушая музыку на стоянке, и запустив мотор, пусковой ток стартера меньше просадит напругу, и может даже магнитола, будет работать без провала, звук не пропадет, и флешка заново не начнет загружаться, хотя здесь лучше поможет кондер на один фарад.

А от электрокоррозии, тогда надо весь кузов, паутиной силовых кабелей, обтянуть.

Re: Расчет сечения и выбор кабеля для подключения автомобильного усилителя

Сообщение Valery » 26.02.2015 07:31

Советы и рекомендации

Итак, если вы не знаете, как выбрать пусковые провода, для начала перед покупкой нужно выяснить не только описанные выше моменты, но и то, на какой стартовый ток они изначально рассчитаны. Такой показатель должен составлять не менее 200А. Чтобы получить уверенный пуск двигателя, лучше выбирать провода, которые обеспечивают выходное напряжение от 9В.

Еще следует воздерживаться от попыток прикурить от автомобиля, двигатель которого работает. Игнорирование данного правила может привести к выходу из строя электрооборудования на обоих ТС.

Что касается снятия пусковых проводов после запуска двигателя, отсоединять провода для прикуривания нужно следующим образом: сначала снимается «минус» от металлической части под капотом автомобиля, который заводили. Затем этот же провод отключается от клеммы на АКБ машины-донора. Теперь от клеммы «плюс» на доноре отключается плюсовой провод, а затем этот же провод отсоединяется от аккумулятора автомобиля, который только что прикуривали.

0.1-2m1.2-2.1m2.1-3.0m3.0-4.0m4.0-4.9m4.9-5.8m5.8-6.7m6.7-8.5m
300-225A1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga
225-150A2 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga
150-125A2 Ga2 Ga2 Ga2 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga1/0 Ga
125-105A4 Ga4 Ga4 Ga2 Ga2 Ga2 Ga1/0 Ga1/0 Ga
105-85A4 Ga4 Ga4 Ga2 Ga2 Ga2 Ga2 Ga2 Ga
85-65A4 Ga4 Ga4 Ga4 Ga2 Ga2 Ga2 Ga2 Ga
65-50A8 Ga8 Ga4 Ga4 Ga4 Ga4 Ga4 Ga2 Ga
50-35A8 Ga8 Ga8 Ga4 Ga4 Ga4 Ga4 Ga4 Ga
35-20A8 Ga8 Ga8 Ga8 Ga8 Ga4 Ga4 Ga4 Ga
20-0A10 Ga10 Ga8 Ga8 Ga8 Ga8 Ga8 Ga8 Ga

Итак правильно подобрав кабель, остается правильно подобрать предохранитель, в этом нам поможет разобраться статья «что такое предохранитель с зачем он».

Что такое КДУ

Сечение акустического кабеля

КДУ называется число, показывающее, до какой степени усилитель способен вести контроль («гасить») за не совсем желательными движениями составляющей головки. Чем выше число, тем лучше.
Рассмотрим некоторые особенности:

  • Одной из сложностей динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами) является то, что для подвижной части (мембраны) любого динамического драйвера (даже для электростатического) характерна определенная масса. После начала движения этой мембраны она не переходит в состояние покоя даже после того, как действие движущей силы закончится.
    Это является одним из феноменальных аспектов, имеющих название «инерция» (наличие способности перемещающегося объекта продолжить движение), который может иметь огромное влияние на качество звучания системы. Поэтому чем выше ее жесткость, тем лучше система будет воспроизводить музыкальные композиции;
  • Чем больший вес имеет мембрана (в виде конуса для большинства динамиков), и чем большее число движений она воспроизводит, тем сильнее проявляется инерция, которая должна быть преодолена во время подачи сигнала.

Выбор сечения акустического кабеля

Примечание: так как драйверами самого большого размера внутри системы динамика являются его буферы, а при этом сигналы низких частот нуждаются в самом большом перемещении мембран, то басы находятся в высокой зависимости от КДУ.

Три схемы подключения усилителя и акустики

Первая схема

Головное устройство имеет один выход на перед или зад. Требуется подключить фронтальную или тыловую акустику. Имеется также среднечастотный динамик и пищалка. Подключаем пищалку через конденсатор параллельно среднечастотному динамику.

Вторая схема

Имеется два линейных выхода. Требуется провести подключение фронтальной и тыловой акустики. Сзади используются блины, а спереди подключаются пищалки. Сзади блины подключаются к своим индивидуальным каналам.

Третья схема

Имеются сразу два линейных выхода на перед и тыл. Подключается акустика и сабвуфер. Тыловая или фронтальная акустика требует использования индивидуальных каналов, а саб подключается к оставшимся каналам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector