Avto505.ru

Авто 505
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема зарядно пускового устройства

Пуско-зарядное устройство 12 В для автомобиля своими руками

Завести машину при низкой температуре порой бывает достаточно проблематично, особенно если ваша батарея не первой молодости. Что делать, если выезжать надо немедленно и ждать, пока АКБ подзарядится от ЗУ, просто нет времени? Подобную неприятность можно избежать, если у вас имеется пуско-зарядное устройство. Оно продаётся в автомагазинах, однако стоимость изделия кусается. Поэтому многие автовладельцы, хоть немного знакомые с паяльником и знающие азы радиотехники, предпочитают собрать пуско-зарядное устройство своими руками.

  1. Какими параметрами должно обладать пуско-зарядное устройство?
  2. Выбор простой схемы на основе трансформатора
  3. Описание и принцип работы пуско-зарядного устройства
  4. Расчёт обмоток трансформатора
  5. Расчёт выпрямителя
  6. Подбор сечения проводов
  7. Недостатки и преимущества простых самодельных пуско-зарядных устройств

Проверка устройства

Подсоединить к клемме «ЗАРЯД» устройства съёмный шнур (имеющийся в комплекте). Подключить к зажимам автомобильную или любую лампочку на напряжение 12 В.

Включить устройство в сеть, включить автоматический предохранитель, при этомдолжна загореться подключенная к зажимам лампочка и индикаторная лампа устройства, а амперметр покажет ток нагрузки. Запрещается проверять работоспособность устройства замыканием зажимов между собой.

Технические данные приведены в таблице:

ПараметрыНорма
Напряжение питания, В220 ±11
Номинальная частота, Гц,50
Напряжение на выходных зажимах в режиме холостого хода, В, при номинальном напряжении сети: 1 —8,5
2-9,4
3-10,2
4-11,0
Пуск —13,5
6-14,0
7-14,5
Номинальный пусковой ток, А100
Номинальный зарядный ток, А6,3
Напряжение на выходных зажимах в режиме «ПУСК» при номинальном пусковом токе, В9+1
Потребляемая мощность в режиме «ПУСК», ВА, не более2000

Детали

В зарядно-пусковом устройстве применен силовой трансформатор от телевизора «Рубин». Возможно также использование трансформатора типа ТСА-270. Перед тем как перемотать вторичные обмотки (первичные остаются без изменений), каркасы отделяются от железа, все бывшие вторичные обмотки (до фольги экранов) удаляют, а на освободившееся место наматывают медным проводом сечением 1,8…2,0 мм2 в один слой (до заполнения) вторичные обмотки. В результате перемотки напряжение одной обмотки должно получиться примерно 15… 17 В.

Для визуального контроля зарядного и пускового тока в схему зарядно-пускового устройства введен амперметр с шунтирующим резистором. Сетевой выключатель SA1 должен быть рассчитан на максимальный ток 10 А. Сетевой переключатель SA2 (типа ТЗ или П1Т) позволяет выбрать максимальное напряжение на трансформаторе в соответствии с напряжением сети. Внутреннего аккумулятора марки 6СТ45 или 6СТ50 должно хватить на 3-5 одновременных пусков. Резисторы в ЗПУ можно применить типа МЛТ или СП, конденсаторы С1,С2 — КБГ-МП, C3 – МБГО, С4 — К50-12, К50-6. Диоды Д160 (без радиаторов) можно поменять на другие с допустимым током более 50 А, симистор — типа ТС. Подсоединение ЗПУ к аккумулятору автомобиля необходимо производить мощными зажимами «Крокодил» (на рабочий ток до 200 А). В устройстве важно применить заземление.

Выходные параметры – важные показатели для надежной работы

Вышеприведенная схема зарядно-пускового устройства для автомобильного аккумулятора отличается своей достаточной простотой, но для создания эффективного устройства необходимо тщательно рассчитать выходные параметры – это позволит обеспечить легкий запуск и не повредит самому аккумулятору. Двигатель при попытке пуска «съедает» достаточно много энергии – не меньше 100 А, с напряжением до 14 В. Соответственно, мощность трансформатора обязана составлять не меньше 1400 Вт. Зарядно-пусковое устройство для аккумулятора автомобиля такой мощности легко запустит двигатель и вовсе без аккумулятора.

Конечно, портативное зарядно-пусковое устройство для аккумулятора, даже такой мощности не заменяет аккумулятор, который при пуске все же необходим. Стартер может потреблять при запуске до 200 А, и часть этой мощности как раз и будет обеспечиваться АКБ, пусть даже и не полностью заряженной. После удачной раскрутки коленвала энергопотребление стартера падает практически вдвое, и с этой задачей пусковое устройство вполне справиться уже самостоятельно. К слову сказать, пуско-зарядные устройства, купленные в магазине, обеспечивают не более половины этой мощности, и при сильно разряженном аккумуляторе с задачей пуска двигателя просто не справятся.

Сечение сердечника, используемого в этой конструкции составляет 36 см 2 . Провод, который используется для первичной обмотки должен иметь сечение не меньше 2 мм 2 . Будет отлично, если трансформатор с такими характеристиками будет заводского изготовления. Родная вторичная обмотка подлежит удалению, и меняется на самостоятельно намотанную. В этом случае используется банальный метод подбора. После того как наматывается, к примеру, 10 витков, трансформатор включается в сеть, и замеряется полученное напряжение.

Его необходимо разделить на число уже сделанных самостоятельно витков, т. е. 10 – получается напряжение на каждом витке. Затем необходимо 12 разделить на полученное напряжение, в результате получается требуемое количество витков каждого плеча. Для вторичной намотки подойдет медный провод в качественной изоляции с сечением не меньше 10 мм 2 . После окончания работ по созданию вторичной обмотки подключаются диоды, которые можно взять, к примеру, со старого сварочного аппарата. Если все работы выполнены правильно, контрольный замер тока в самодельном ПЗУ не превысит 13,8 В.

Читать еще:  Багажник на крышу автомобиля приора хэтчбек

Как подобрать схему такого прибора?

Чтобы выполнить сборку такого аппарата требуется иметь хоть небольшой опыт обращения с измерительными приборами, паяльником. Уметь разбираться в радиосхемах и наладке радиоэлектронных изделий. Если всё это имеется, можно приступить к выбору принципиальной схемы и комплектации нужными радиокомпонентами. Их немного и к разряду дефицитных они не относятся.

Если такая работа выполняется первый раз, следует выбрать не очень сложную схему пуско зарядного устройства, а в дальнейшем, по мере накопления опыта, можно перейти к изготовлению более сложных и надёжных устройств. Выбрать подходящую схему можно в сетях Интернета, а также во многих печатных изданиях. Следует только учесть факт потребления стартером тока примерно 200 Ампер, поэтому если в устройстве имеется амперметр, необходимо предусмотреть его отключение при попытках запуска мотора.

Разъяснения по намотке

Если у вас не получается достичь напряжение 13-14 вольт, тогда просто намотайте на вторичную обмотку 10 витков, замерьте напряжение, теперь это напряжение разделите на количество витков в нашем случае 10 и получите напряжение одного витка, а дальше просто помножьте сколько витков нужно для достижения 13-14 вольт на выходе вторичной обмотки трансформаторного самодельного пускового устройства.

Для понятности давайте рассмотрим пример:

МЫ намотали вторичную обмотку 10 витком, замеряем мультиметром напряжение, у нас к примеру, получилось 20вольт, а нужно примерно 13.

Значит, берем наше напряжение 20 вольт и делим на количество намотанных витков 10 = 20/10=2, число 2 это 2 вольта выдает нам напряжение один виток, значит, как нам достичь 13-14 вольт зная, что один виток выдал 2 вольта.

Берем значение необходимого нам напряжения давайте это будет 14 вольт, и делим его на напряжение одного витка 2 вольта, = 14/2=7, число 7 это количество витков на вторичной обмотке зарядного устройства автомобиля необходимое для достижения 14 вольт выходного напряжения.

Все теперь мотаем наши 7 витков. А к выходам этих витков согласно схема пускового устройства для автомобиля своими руками которая расположена выше присоединяем наши диоды, некоторые автолюбители ещё используют и схему с одним диодом и одной лампой на 12в 60-100ватт, как на фото ниже

7. Подготовка к работе в режиме «ПУСК»

7.1 Стартерный пуск двигателя возможен только при параллельном подключении пускового устройства к аккумулятору.

7.2 Подсоедините красный зажим к клемме «+», чёрный к клемме «-«.

7.3 Полюс аккумулятора не соединённый с шасси, должен быть присоединён первым. Другое присоединение должно быть сделано к шасси, вдали от аккумулятора и топливной линии.

7.4 После выполнения указанных операций устройство подсоединяют к питающей сети. Переключив пусковое устройство в режим «ПУСК» выдержите его 5-10 минут, после чего осуществите пуск двигателя.

7.5 Нарушение полярности при подключении устройства к аккумулятору в режиме «ПУСК», может вывести устройство из строя.

7.6 После окончания пуска двигателя, отсоедините трансформаторное пусковое устройство от питающей сети, затем от шасси, после чего отсоедините клеммы от аккумулятора.

Примечание:
Не допускается пуск автомобиля по каналу (заряд).
При пуске автомобиля не допускать работу ЗПУ более 15 сек. Интервал между попытками пуска 90 сек. Нарушение данного условия ведет к поломке ЗПУ.
Не допускается замыкание «крокодилов» ЗПУ между собой для проверки работоспособности устройства.

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25. 40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10. 14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.

Читать еще:  Домкрат пневматический автомобильный своими руками


Рис.1.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260. 290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5. 2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200. 380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.

Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15. 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12. 13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5. 10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок («плюс» диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.

Устройство зарядно-пусковое УЗП-С-12-6,3/100 УХЛ 3.1

категория
Схемы для авто
материалы в категории

Устройство зарядно-пусковое УЗП-С-12-6,3/100 УХЛ 3.1 предназначено для зарядки аккумуляторных батарей легковых автомобилей емкостью до 60 Ач и для облегчения запуска двигателя легкового автомобиля в холодное время года или при слабо заряженной аккумуляторной батарее с использованием устройства совместно с аккумулятором в качестве дополнительного источника.

Схема зарядно-пускового устройства УЗП-С-12-6,3/100 УХЛ 3.1

Проверка устройства

Подсоединить к клемме «ЗАРЯД» устройства съёмный шнур (имеющийся в комплекте). Подключить к зажимам автомобильную или любую лампочку на напряжение 12 В. Включить устройство в сеть, включить автоматический предохранитель, при этом должна загореться подключенная к зажимам лампочка и индикаторная лампа устройства, а амперметр покажет ток нагрузки.

Запрещается проверять работоспособность устройства замыканием зажимов между собой.

Технические данные приведены в таблице:

ПараметрыНорма
Напряжение питания, В220 ±11
Номинальная частота, Гц,50
Напряжение на выходных зажимах в режиме холостого хода, В, при номинальном напряжении сети: 1 —8,5
2-9,4
3-10,2
4-11,0
Пуск —13,5
6-14,0
7-14,5
Номинальный пусковой ток, А100
Номинальный зарядный ток, А6,3
Напряжение на выходных зажимах в режиме «ПУСК» при номинальном пусковом токе, В9+1
Потребляемая мощность в режиме «ПУСК», ВА, не более2000

Устройство и внешний вид

Устройство выполнено в виде настольного прибора. Внутри его расположены: понижающий трансформатор, блок выпрямителя.

Расположение внешних элементов устройства показано на рисунке 3.3.

Сетевой шнур, клеммы «ЗАРЯД» и «ПУСК» для подсоединения съёмного шнура и крышка блока предохранителя расположены на задней панели блока.

Требования безопасности при работе с пуско-зарядным устройством

Запрещается использовать устройство:

  • с открытым или деформированным корпусом;
  • в случае попадания на корпус или соединительные шнуры горюче-смазочных материалов и кислот;
  • вне помещения в условиях повышенной влажности (дождь, снег).

При включённом устройстве запрещается:

  • разбирать его и проводить ремонт;
  • подсоединять к аккумуляторной батарее или отсоединять зажимы устройства;
  • располагать устройство вблизи легковоспламеняющихся веществ.
Читать еще:  Стартер приора 16 клапанов цена

Работа с пуско-зарядным устройством

Подготовка к работе. Присоединить съёмный соединительный шкур к одной из клемм «ЗАРЯД» или «ПУСК» (в зависимости от предполагаемого режима работы устройства).

Убедиться, что автоматический предохранитель отключен (нажать на кнопку красного цвета).

Порядок работы. Внимание! Для запуска устройство применять только при исправном двигателе и электрообоудовании автомобиля, подключая его к бортовой сети параллельно 12ти-вольтовой аккумуляторной батареи.

В режиме «ПУСК» подсоединить съёмный соединительный шнур к клемме «ПУСК». Установить ручку переключателя 7 в положение «ПУСК».

Подсоединить, соблюдая полярность, зажимы устройства к клеммам аккумуляторной батареи. Зажим «+» должен быть подсоединен к клемме «+» аккумулятора, а зажим «-» к клемме «-«.

Помните! Несоблюдение полярности при подсоединении зажимов к батарее может привести к выходу устройства из строя.

Подключить устройство к сети, вставив вилку сетевого шнура в розетку.

Включить автоматический предохранитель, при этом должен засветиться индикатор устройства.

Ключом зажигания включить стартер. Если двигатель не запустился в течение 5 6 секунд, выдержать паузу 15-20 секунд, затем произвести запуск двигателя повторно. При запуске показание, амперметра отсутствует.

Если после пяти включений двигатель не запустился, во избежание перегрева стартера и устройства, выдержать паузу не менее 5 минут.

В это время отключить автоматический предохранитель и проверить наличие хорошего контакта между зажимами устройства и клеммами аккумулятора.

После паузы включить автоматический предохранитель и вновь произвести запуск двигателя.

При пониженном напряжении в сети запуск двигателя можно производить на «6» или «7» наложении переключателя в указанном выше порядке.

После запуска двигателя необходимо:

  • выключить автоматический предохранитель;
  • отключить устройство от сети, вынув вилку сетевого шнура из розетки;
  • отсоединить зажимы соединительных шнуров устройства от клемм аккумуляторной батареи.

Зарядка аккумуляторных батарей легковых автомобилей при помощи устройства

Перед включением устройства рукоятку переключателя установить в положение»!».

Подсоединить съёмный соединительный шнур к клемме «ЗАРЯД».

Подсоединить, соблюдая полярность, зажимы устройстве к клеммам аккумуляторной батареи. Зажим «+» должен быть подсоединён к клемме «+» аккумулятора, а зажим «-» к «-» аккумулятора.

Подключить устройство к сети, вставив вилку сетевого шкура в розетку.

Включить автоматический предохранитель, при этом должен засветиться индикатор устройства.

Установить необходимую величину зарядного тока по амперметру (номинальный зарядный ток — 6,3 А).

Если величина зарядного тока меньше нужного значения, то переключением рукоятки переключателя 7 по часовой стрелке увеличить ток до нужного значения.

Величина зарядного тока и время заряда определяется в инструкции на соответствующий тип батареи, а также едиными правилами ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей.

Внимание! Регулировка зарядного тока осуществляется переключением на «1», » 2″, «3» и «4» положения переключателя.

Примечание . Не следует пытаться устанавливать строго рекомендуемый зарядный ток заряжаемой батареи, так как увеличение тока выше допустимого значения может привести к перегоранию плавкой вставки и повреждению батареи. При зарядке меньшим током время зарядки несколько увеличивается, но снижается опасность переірева электролита и улучшается качество зарядки.

Если необходимо уменьшить величину зарядного тока, то необходимо вращать рукоятку переключателя 7 против часовой стрелки, при этом величина тока заряда будет уменьшаться.

По окончании зарядки необходимо:

  • выключить автоматический предохранитель;
  • отключить устройство от сети, вынув вилку сетевого шнура из розетки;
  • рукоятку переключателя 7 установить в положение 1; отсоединить зажимы соединительных шнуров устройства от аккумуляторной батареи

Рис. 2. Шаблон для восстановления шкалы амперметра.

Примечание . В некоторых случаях, в качестве амперметров, применяют микроамперметры переделанные со стрелочных индикаторов уровня записи магнитофонов, с изменённой шкалой и добавлением шунта.

Табл. 1. Некоторые возможные неисправности и методы их устранения.

Наименование неисправности и внешнее проявлениеВероятная причинаМетод устранения
Перегорает предохранитель F2 при пуске двигателя.І.Пуск двигателя производится, когда съёмный соединительный шнур подключён к клемме «Заряд».Переставить шнур на клемму «Пуск».
При подключённом устройстве в режиме «Пуск» быстро «закипает» электролит в АБ.1. Аккумуляторная батарея разряжена более, чем на 50 %.Зарядить АБ рекомендованным для неё током.
Отсутствует зарядный ток. Двигатель не пускается1. Плохой контакт на зажимах аккумулятора. 2. Перегорел предохранительЗачистить контакты. Заменить F2.
Срабатывает автоматический предохранитель .1. Короткое замыкание в бортовой сети.Установить замыкание.

Табл. 2. Обмоточные данные трансформатора «ОСМ-1-0,4 УЗ» 0,4 кVА.

ПроводПЭТВ-2ПСДТ
Диаметр, мм0,850,632,8
№ отводов1-21-31-41-51-61-71-89-109-11
Количество витков3163304434224514845282448

Источник : Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector