Уровень электролита в кислотных аккумуляторах
Уровень электролита в кислотных аккумуляторах
Катод (положительный электрод, +) оксид свинца PbO2.
Анод (отрицательный электрод, -) свинец Pb
Электролит 40% раствор серной кислоты (H2SO4) в дистиллированной воде 60%.
Во время разряда в оксид свинца (+) и свинец (-) входит сульфат ион серной кислоты.
Электроды превращаются в сульфат свинца, при этом по внешней цепи протекает электрический ток. Во время заряда из электродов выходят сульфат ионы серной кислоты, а сульфат свинца превращается в оксид свинца (+) и свинец (-).
При вхождение сульфат иона в оксид свинца (+), электрод расширяется на 160%, а в свинец (-) расширяется на 94%
При разряде плотность электролита падает, так как серная кислота входит в структуру электродов, из-за этого её содержание в электролите уменьшается. Для тяговых аккумуляторов плотность электролита варьируется от 1,28 кг/л для 100% заряженного аккумулятора и 1,14 кг/л для разряженного до 20% аккумулятора.
Напряжение на элементах аккумулятора зависит от плотности электролита, а не от ёмкости аккумулятора.
ГЛУБИНА РАЗРЯДА БАТАРЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЛОТНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ
Система «АКБ Мониторинг» позволяет в динамическом режиме определять уровень заряда аккумуляторной батареи, что гарантирует предсказуемую работу аккумулятора. Узнать подробнее
Причины выхода из строя свинцово-кислотных аккумуляторов
- Сульфатирование электродов не является активным сульфатом свинца. Не смотря на то, что сульфат свинца (PbSO4) неотъемлемая часть электрохимической реакции,он обладает двумя модификациями. Альфа-модификация имеет форму геля и обладает низким внутренним сопротивлением, данная модификация образуется в момент разряда электродов, а при заряде хорошо отдает сульфат ион. Гамма-модификация сульфата свинца образуется из альфа- модификации спустя длительное время. Она представляет собой кристаллы с высоким внутренним сопротивлением, не способных отдавать сульфат ион (это влечет за собой потерю емкости электродов).
Если аккумулятор находится в постоянной работе, то данные изменения длятся годами. В случае, если аккумулятор остался на длительное время в разряженном состоянии, пластины сульфируются за очень короткое время (1-3 месяца).
* — система АКБ Мониторинг следит за простоями АКБ в разряженном состоянии, условиями хранения аккумулятора и уведомляет о необходимости провести заряд аккумулятора. - Отслоение активной массы / глубокий разряд. Так как в процессе разряда и заряда электроды претерпевают структурные расширение и сжатие (на 160% катод и на 94% анод) из-за вхождения в структуру электродов сульфат иона. Это приводит к физической потере контакта между частичками активной массы, увеличению сопротивления между ними и в итоге к выходу из строя электрода.
При большом количестве циклов заряда/разряда возможно «разбухание» активной массы и даже замыкание электродов. Также этот процесс сопровождается осыпанием активной массы.
Отслоение активной массы на прямую зависит от глубины разряда аккумулятора. Чем глубже разряжен аккумулятор, тем сильнее разбухание, а соответственно и быстрее выход из строя аккумулятора.
* Система АКБ Мониторинг следит за уровнем заряда аккумулятора. При необходимости датчик издает звуковой сигнал для прекращения дальнейшего разряда аккумулятора. Наиболее важна эта функция у тяговых гелевых аккумуляторов, у которых рекомендуемая глубина разряда не должна превышать 40%. В случае применения системы для обслуживаемых аккумуляторов, их глубину разряда можно ограничить на 30% (вместо рекомендуемых производителями 20%) и увеличить ресурс аккумулятора еще на 25-30%. - Коррозия электродов. Электроды представляют собой электропроводящую основу в виде сетки или прутов из свинца, на которых держится пористая активная масса. Между основой и активной массой существует определённый переходный слой, который в основном отвечает за перенос электронов с активной массы на основу. На данный слой влияют плотность серной кислоты, количество циклов заряда/разряда и глубина разряда. Именно поэтому в промышленных стационарных аккумуляторах плотность электролита ниже (в районе 1,23 кг/л, вместо 1,28 кг/л), это позволяет увеличить срок эксплуатации аккумулятора.
Процесс коррозии электродов очень медленный и на него практически невозможно влиять. - Заряд горячей аккумуляторной батареи. Так как в электролите присутствует дистиллированная вода, то уже при температуре аккумулятора более 45С ток, который должен идти на заряд электродов, идет на электролиз (разложение) воды в электролите. Это приводит к сильному «парению» аккумулятора, дополнительному разогреву аккумулятора, повышенному расходу дистиллированной воды и ускоренной коррозии электродов. В случае с необслуживаемыми аккумуляторами, заряд горячего аккумулятора в разы сокращает их ресурс.
* система АКБ Мониторинг следит за температурой аккумулятора, и при сильном перегреве рекомендует отключить от зарядной установки. Если установлена система управления зарядными установками, отключение происходит автоматически.
Система «АКБ Мониторинг» следит за температурой аккумулятора и при сильном перегреве рекомендует отключить аккумулятор от зарядной установки. Если установлена система управления зарядными установками отключение происходит автоматически. Узнать подробнее.
На скорость понижения уровня электролита сильно влияет профиль зарядной кривой и температура аккумуляторе в начале заряда.
Система АКБ Мониторинг имеет датчик уровня электролита. Датчик физическим образом контролирует уровень электролита и сообщает когда необходимо залить дистиллированную воду. Узнать подробнее.
Разница между тяговыми, стационарными и стартерными аккумуляторами
Тяговый | Стационарный | Стартерный | |
Ресурс в циклах | 10 | 5 | 2 |
Срок эксплуатации | 7 | 10 | 6 |
Постоянный разряд тока | 8 | 6 | 2 |
Ипульсный разряд тока | 4 | 6 | 10 |
Размер кристалла в активной массе | Большой | Средний | Очень маленький |
Разница между обслуживаемыми и не обслуживаемыми (GEL/AGM) аккумуляторами
Ключевой особенностью является необходимость проводить сервисную операцию по заливу дистиллированной воды и выделениях водорода во время заряда (это важное требование по пожарной безопасности и организации инфраструктуры зарядной комнаты).
В обслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторах используют жидкий электролит в виде раствора серной кислоты (40%) и воды (60%), а также обычный тонкий сепаратор. В них периодически необходимо заливать дистиллированную воду.
В свинцово-кислотных аккумуляторах, произведенных по технологии GEL или AGM, сделаны модификации. В технологии GEL в электролит добавлена гелеобразующая добавка, а в AGM технологии значительно утолщен сепаратор. Задачей обоих технологических решений является создание препятствия для газов, которые выделяются на электродах во время электролиза воды (в электролите во время заряда это водород (Н2) и кислород (О2)), с целью объединения H2 и O2 в воду. Этот процесс позволяет сделать аккумуляторы необслуживаемыми. Также этому способствует клапан, который поддерживает определенное давление в элементе при заряде.
Электрохимия классических (обслуживаемых) и необслуживаемых (GEL / AGM) одинаковая!
ВАЖНО! При заряде горячих GEL и AGM аккумуляторов, ни гель/толстый сепаратор, ни обратный клапан давления, не защищают элемент от выхода газов, а, следовательно, это ведет к ухудшению параметров аккумулятора из-за падения уровня электролита внутри элемента и невозможности его выровнять.
Система «АКБ Мониторинг» следит за температурой аккумулятора и при сильном перегреве рекомендует отключить аккумулятор от зарядной установки. Узнать подробнее. Если установлена система управления зарядными установками отключение происходит автоматически. Узнать подробнее
Как увеличить ресурс свинцово-кислотного аккумулятора
- Следите за уровнем заряда. Чем глубже разряд, тем меньше ресурс.
- Уровень электролита. Пластины должны быть всегда погружены в электролит.
- Температура заряда. Чем ниже температура заряда, тем больше ресурс аккумулятора и меньше потребление дистиллированной воды.
- Храните аккумулятор в заряженном состоянии.
- Проводите периодически десульфатационный заряд (примерно раз в год).
- Используйте правильные зарядные установки как для обслуживаемых, так и для необслуживаемых аккумуляторов.
- Используйте дистиллированную воду высокого качества. Получите консультацию эксперта
Надо ли менять элементы в тяговой батарее?
Допустим, один из элементов в аккумуляторной батарее вышел из строя по причине короткого замыкания, его напряжение в состояние покоя равно 0В вместо 2,15В. Однако в данном элементе остался электролит, в состав которого входит вода. Поэтому при разряде аккумуляторной батареи, когда ток будет проходить через неисправный элемент, на элементе будет напряжение примерно -2В (практически доказано), вместо 2,06В под нагрузкой в 100% заряженном состоянии и 1,8В при 20% уровне заряда. Соответственно, под нагрузкой данный элемент будет понижать напряжение всего аккумулятора на 4,06 Вольта.
Рассмотрим примеры, на сколько уменьшится рабочая ёмкость батареи при наличии неисправного элемента:
24B | 48B | 80B | |
Напряжение при 100% уровне заряда с исправными элементами, под нагрузкой | 24,7 В | 49,4 В | 82,4 В |
Напряжение при 20% уровне заряда с исправными элементами, под нагрузкой | 21,6 В | 43,2 В | 72,0 В |
Напряжение при 100% уровне заряда с 1м неисправными элементами, под нагрузкой | 20,6 В | 45,3 В | 78,3 В |
Остаточный рабочий заряд | 0% | 20% | 45% |
Соответственно, уже при наличии одного неисправного элемента, тяговые аккумуляторные батареи с номиналом 24В и 48В будут не работоспособны, и только 80В тяговая АКБ сможет работать, но вдвое меньше номинального времени.
*Система АКБ Мониторинг позволяет отслеживать текущее состояние элементов в аккумуляторной батарее. В случае выявление элемента с ухудшенными характеристиками, система сообщает об этом. Это позволяет своевременно в рабочем режиме сделать замену элемента, а не в аварийном состоянии.
О добавках, присадках и «супер» зарядах
Так как на конечные свойства аккумуляторных батарей влияют только природа веществ (химия свинца) и технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (определяется заводом изготовителем), мы строго не рекомендуем использовать никакие присадки/добавки/шипучки и прочие жидкости в электролит, а так же пользоваться дорогостоящими, «восстановительными» зарядами, основанными на супер технологиях (том числе нано, резонансно, импульсно и прочих технологиях).
В редких случаях можно применить десульфатирующий заряд (заряд малым током, длительное время) для снятия сульфата свинца с пластин.
Наиболее удобный способ сохранения аккумулятора в хорошем состоянии – это его правильная эксплуатация. Система АКБ Мониторинг вам в этом поможет. Узнайте как
Обязанности аккумуляторщика
Как измеряет уровень заряда тяговой батареи складская техника
Электротехника, будь то электротележка, погрузчик или высотный штабелер, имеет только один тип коммуникации с тяговой аккумуляторной батареей – разъём, а следовательно, оценка состояния аккумулятора происходит только по общему напряжению на батарее. Рассмотрим сравнение того, какие факторы учитывает система АКБ Мониторинг электроники техники, при расчёте уровня заряда тяговой батареи.
АКБ Мониторинг | Электротехника | |
Общее напряжение | Да | Да |
Разрядная емкость | Да | Нет |
Температура | Да | Нет |
Деградация АКБ | Да | Нет |
Наличие неисправных элементов | Да | Нет |
*Алгоритм системы АКБ Мониторинг рассчитывает текущий уровень заряда аккумуляторной батареи с точностью более 1%.
В чем смысл диагностики?
Основные параметры, важные для владельца – это то, как аккумулятор ведет себя под реальной нагрузкой (просадки напряжения, максимальный ток) и его реальная емкость. Даже полностью заряженный аккумулятор (по вольтметру или грубо – по встроенному «глазку») не гарантирует уверенного запуска – при значительных отклонениях уровня и плотности электролита, «рассыпавшихся» пластинах он будет неспособен поддержать нормальные обороты стартера, медленно набирать заряд. Диагностика же поможет точно определить, в чем причина проблем – в аккумуляторе, плохом контакте массового провода или в самом стартере.
Уже опираясь на знание о некорректной работе аккумулятора, можно (если он, конечно, обслуживаемый) узнать, исправима ли неисправность – потратив некоторое время, возможно, удастся сэкономить ощутимую сумму. В проверке плотности электролита есть особый смысл зимой – так, полностью заряженный (то есть имеющий нормальную плотность электролита) аккумулятор замерзнет при температуре около -54 градусов, а при снижении плотности всего на 0,15 г/см 3 – уже при -8.
Видео: Как сделать обслуживание аккумулятора
Сколько должно быть электролита в аккумуляторах разного объёма
Как известно, в зависимости от объёма двигателя подбирается источник питания. Будет ли одинаков объём электролита в аккумуляторе ёмкостью 60 А/ч и 35 А/ч? Конечно же, нет. Чем мощнее устройство, тем больше его габариты, а следовательно, большее внутреннее пространство корпуса АКБ нужно заполнить. Рассмотрим подробнее, сколько электролита и в каком аккумуляторе должно быть.
В самом популярном для легковых авто аккумуляторе ёмкостью 55 А/ч объём электролита составляет примерно 2,5 литра, что в общем-то совсем немного.
А вот на автобусах применяют батареи, ёмкостные характеристики которых в разы превосходят аналогичный параметр стандартных машин. Тогда сколько электролита требуется залить в аккумулятор, если его ёмкость равна 190 А/ч? Ориентировочно во столько же раз больше, во сколько раз отличаются их величины мощности.
На современных внедорожниках установлены источники энергии увеличенной мощности, ведь и двигатель у них большего объёма. Сколько вмещается электролита в аккумулятор ёмкостью 75 А/ч? Опять же, если взять за базовую величину самый востребованный, то, вычислив разницу в их ёмкости, несложно определить и нужный объём жидкости.
АКБ на 60 А/ч чаще встречаются в автомобилях иностранного производства. Сколько литров электролита должно быть в аккумуляторе ёмкостью 60 А/ч? Этот объём тоже невелик и в зависимости от его производителя находится в пределах от 2,7 до 3 литров.
Как-то привычно, что весь модельный ряд источников энергии кратен цифре пять. Но оказывается, есть модель, которая выбивается из установленной закономерности. Сколько нужно электролита, чтобы заполнить свободное пространство в аккумуляторе ёмкостью 62 А/ч, который используют на автомобилях ГАЗ? Это количество практически не отличается от 60-амперного устройства.
Теперь становится ясно, сколько электролита заливать в каждый аккумулятор – всё зависит от его параметров и габаритов.
Правила эксплуатации
Свойства электролита достаточно чувствительны к смене температурного режима окружающей среды, поэтому в зонах с умеренным климатом рекомендуется проверять его состояние два раза в год: в конце осени и в конце весны.
Измерение плотности
Плотность является важной характеристикой кислотного электролита, состав которого определяет ее величину. Прибор, которым измеряется плотность электролита, называется ареометром, который можно купить в любом автомагазине. При его использовании следует учитывать температуру окружающей среды и связанный с ней поправочный коэффициент.
Следующая таблица демонстрирует поправочные коэффициенты к полученным показаниям ареометра в зависимости от температуры (градусы Цельсия):
- от -40 до -26: -0,04;
- от -25 до -11: -0,03;
- от -10 до +4: -0,02;
- от +5 до +19: -0,01;
- от +20 до +30: 0,00;
- от +31 до +45: +0,01.
Помимо ареометра, для записи измеренных результатов рекомендуется заранее приготовить чистый лист бумаги и карандаш. Проверку необходимо проводить в каждом элементе батареи отдельно. Следующие шаги объясняют порядок действий:
Первым делом следует открыть каждую емкость в батарее, плотность электролита в которой должна быть измерена.
- Предназначенную для измерения часть ареометра нужно поместить в электролит.
- Грушей прибора следует забрать некоторую порцию электролита так, чтобы поплавок ареометра начал плавать.
- В месте соприкосновения специального стержня и жидкости следует смотреть настоящие показания измеряемой величины.
- Полученный результат записать, а затем провести аналогичные действия для оставшихся емкостей батареи.
Плотность является физической величиной, размерность которой определяется как г/см3. В случае электролита после проведенных измерений следует удостовериться, что ее колебания во всех элементах АКБ не превышают 0,2−0,3 г/см3. Если средняя величина плотности по всем емкостям АКБ лежит ниже установленного значения в паспорте, тогда необходимо зарядить аккумулятор.
При уходе за аккумулятором и контроле плотности электролита необходимо иметь в виду температурный режим. Так, в холодное время года следует поддерживать более высокие значения этой величины (1,30 г/см3), так как она обеспечивает более низкую температуру замерзания жидкости. Например, если значение плотности лежит ниже 1,1 г/см3, то в электролите могут появляться кристаллики льда уже при температуре -6 °C. Летом же лучше снижать плотность заряженной батареи до уровня 1,23 г/см3, поскольку чем она ниже, тем дольше прослужит устройство.
Зимой при низких температурах воздуха рекомендуется снимать аккумулятор с автомобиля и заносить его в помещение, в котором следует проводить все контролирующие замеры электролитических параметров. Кроме того, для эксплуатации электроприбора в северных районах страны следует приобрести специальный контейнер-рубашку, который позволяет сохранять тепло корпуса АКБ.
Уровень жидкости
Еще одной ключевой характеристикой аккумуляторной батареи, за которой необходимо следить регулярно, является уровень электролита в каждом элементе. Согласно общим рекомендациям, он не должен быть ниже 1−1,5 см верхнего края пластин.
Перед измерением уровня электролита в каждой секции батареи следует поставить электроприбор на горизонтальную поверхность. После этого рекомендуется взять стеклянную трубку длиной 25−30 см и диаметром 5−6 мм, опустить ее на дно измеряемой банки, закрыть свободный конец трубочки большим пальцем, чтобы предотвратить спад жидкости в ней при вытягивании из банки, а затем вытянуть ее из электролита и любой линейкой измерить уровень.
Эту операцию можно провести с помощью обычного листа бумаги, который следует свернуть в трубочку и опустить на дно измеряемой емкости. При последующем измерении линейкой мокрого отпечатка на листе следует учесть величину погрешности, возникающую из-за капиллярного эффекта.
Если при измерениях обнаружен недостаток жидкости в какой-либо емкости батареи, тогда следует в нее добавить нужное количество дистиллированной воды.
Делать это следует осторожно, небольшими порциями, поскольку вода, попадая в кислоту, вызывает большое выделение теплоты и вскипание. Добавлять следует именно воду, а не электролит, в противном случае можно серьезно повредить электроприбор.
Чтобы получить 1 литр электролитической жидкости плотностью 1,27-1,28, следует смешать 0,772 л корректирующего электролита и 0,295 л дистиллированной воды. При нормальной эксплуатации испаряется только вода, поэтому доливать электролит вместо дистиллята нельзя. Чтобы не ошибиться с плотностью, обслуживание проводят только после полной зарядки аккумулятора.
Перелив воды, при котором плотность опускается на уровень 1,26, считается некритичным. При снижении этой границы уже необходимо откачать часть жидкости, довести плотность до заводской, долив корректирующий электролит.
ГОСТ 28133-89 Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ ТЯГОВЫЕ
Технические требования и методы испытаний
( СТ СЭВ 1796-88)
Lead-acid storage traction batteries.
( СТ МЭК 254-1-83)
Technical requirements and test methods
Срок действия с 01.01.90
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые тяговые аккумуляторные батареи (далее — батареи), комплектуемые из аккумуляторов класса А и В по ГОСТ 28132, применяемые в качестве источников электрической энергии для питания электродвигателей машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и других транспортных средств и предназначенные для работы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 45 °С, и устанавливает технические требования и методы испытаний аккумуляторных батарей.
Стандарт не распространяется на батареи, разработанные до введения в действие настоящего стандарта.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Батареи должны отдавать номинальную емкость ( C 5 в в А·ч) при разряде током 0,2 C 5 А до конечного напряжения 1,70 В, при этом продолжительность разряда должна быть не менее 5 ч.
Значение номинальной емкости задается изготовителем.
1.2. Емкость батарей, полученная при 5-часовом режиме разряда током 0,20 C5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор, приведенная к температуре 30 °С, должна быть достигнута:
для класса А-0,85 С5 на 1-м цикле и 1,00 С5 не позднее 10-го цикла;
для класса В — 0,70 С5 до 3-го цикла.
1.3. Снижение емкости батарей после хранения (саморазряд) в течение 28 сут при температуре электролита (20±5) °С должно быть не более 15 %.
1.4. Наработка батарей должна быть не менее:
класса А -11000 циклов до снижения емкости до 0,80 С5 ;
класса В -500 циклов до снижения емкости до 0,80 С5.
1.5. Батареи должны выдерживать разряд током короткого режима в течение 0,5 ч при температуре 30 °С до конечного напряжения разряда на аккумулятор 1,50 В. Значение тока ( I к ) указывают в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601.
1.6. Батареи маркируют и на видном месте наносят следующие данные:
наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя;
номинальную емкость, А·ч ;
номинальное напряжение, В;
обозначение (+) и ( — ) («плюс» и «минус») на выводах;
дату изготовления (год и месяц или год и квартал) и заводской номер.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Испытаниям подвергают свежеизготовленные батареи, хранящиеся без электролита, со времени изготовления, которых прошло не более 60 сут.
2.2 . До проведения испытаний батареи должны быть приведены в рабочее состояние в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. Количество тренировочных циклов для батарей класса А не должно превышать 3 цикла, класса В – 5 циклов.
Плотность электролита в полностью заряженных батареях при температуре 30 °С должна быть от (1,260±0,005) до (1,280±0,005) г/см 3 .
Уровень электролита устанавливают в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601 .
2.3. Батарея считается полностью заряженной, если напряжение и плотность электролита во всех ее аккумуляторах остаются неизменными в течение последних 2 ч заряда, с учетом изменения температуры электролита.
2.4. Аппаратура и приборы
Используемые при испытаниях приборы и аппаратура:
Вольтметры класса точности не ниже 0,5 с внутренним сопротивлением не менее 1000 Ом/В.
Амперметры класса точности не ниже 0,5. Совокупность амперметра, шунта и выводов должна иметь класс точности не ниже 0,5.
Для автоматических установок допускается применять амперметры класса точности 1,5.
Термометры с ценой деления 1 °С при точности градуировки 0,5 °С.
Ареометры с ценой деления 0,01 единицы плотности при точности градуировки не ниже 0,005.
Приборы измерения времени с погрешностью не более 1 %.
2.5. Определение емкости батарей
2.5.1. Батареи, приведенные в рабочее состояние, должны быть разряжены током 0,25 С 5 А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор.
Затем батареи подвергают зарядам и разрядам.
2.5.2. Заряд проводят током 0,20 С 5 А до напряжения 2,4 В на аккумулятор. При достижении этого напряжения батарею оставляют на 1 ч, после чего заряд продолжают током 0,05 С 5 А до достижения состояния полной заряженности согласно п. 2.3. Температура электролита во время заряда должна быть не более 40 °С.
После заряда проверяют плотность и уровень электролита, который в случае необходимости корректируют. После корректировки проводят подзаряд током 0,05 С 5 А в течение не менее 30 мин с целью перемешивания электролита.
Корректировку повторяют до достижения необходимой плотности электролита.
Затем устанавливают уровень электролита по п. 2.2.
2.5.3. Разряд батарей проводят током 0,20 С 5 А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор не ранее 1 ч и не позже 12 ч после окончания разряда. Значение тока разряда поддерживают в пределах ±1%.
Во время разряда проверяют и записывают:
напряжение на выводах каждого аккумулятора;
температуру электролита каждого аккумулятора.
До достижения напряжения 1,85 В на аккумулятор проверку напряжения проводят через каждые 30 мин. При напряжении менее 1,85 В проверку проводят через каждые 5 мин.
Разряд прекращают тогда, когда напряжение достигнет 1,70 В на аккумулятор.
Температуру электролита во время разряда поддерживают от 22 до 34 °С. Испытание продолжают до получения емкости, указанной в п. 1.2.
2.5.4. Емкость батарей ( С t ), А·ч, при средней температуре электролита ( t ° C ) рассчитывают по формуле
где I р — ток разряда 0,20 С5А ;
Т — продолжительность разряда, ч.
2.5.5. Емкость батарей (Сзо°с), А·ч, определенную при проведении испытаний, приводят к температуре электролита 30 °С по формуле
где t — средняя температура электролита при разряде, °С (среднее значение начальной и конечной температур);
0,006 — температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 22 до 34 °С.
2.6. Испытание на наработку
2.6.1. Испытание проводят не менее чем на четырех аккумуляторах одного типа, прошедших испытание по п. 2.5.
2.6.2. Аккумуляторы устанавливают способом, подобным способу крепления их в батарейном ящике, чтобы избежать деформаций и изменения размеров.
2.6.3. Аккумуляторы заряжаются в соответствии с п. 2.5.2. Уровень и плотность электролита должны быть в соответствии с п. 2.2. Затем аккумуляторы подвергают циклическим испытаниям по следующему режиму:
разряд 3 ч током 0,25 С 5 А ;
заряд 9 ч проводят режимом, при котором общее количество электричества, сообщенное аккумуляторам, составляло 0,864 С 5 А·ч, а ток в конце заряда не превышал 0,06 С 5 А .
Заряд должен проводиться непосредственно после разряда так, чтобы за 1 сут можно было провести 2 цикла.
2.6.4. Через каждые (50±5)циклов, проведенных по п. 2.6.3, определяют емкость аккумуляторов по п. 2.5.
После окончания испытаний по определению емкости аккумуляторы полностью заряжают согласно п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита и продолжают испытания по п. 2.6.3.
2.6.5. При проведении испытаний температуру электролита поддерживают от 33 до 43 °С. Для поддержания температуры в указанных пределах аккумуляторы погружают в ванну с водой так, чтобы верхняя часть корпуса выступала на 25 мм над уровнем воды. Расстояние между аккумуляторами, укрепленными согласно п. 2.6.2, и стенками ванны должно быть не менее 25 мм.
2.6.6. Испытание аккумуляторов на наработку считается законченным, если их емкость при контрольной проверке по п. 2.5 будет ниже 0,80 С 5 А·ч.
2.7. Испытание батарей на снижение емкости после хранения в заряженном состоянии (саморазряд)
2.7.1. Испытанию подвергают батарею, прошедшую испытания по п. 2.5.
2.7.2. Перед испытанием батарею полностью заряжают по п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2.
Затем проводят определение емкости С согласно п. 2.5.
2.7.3. После определения емкости батарею полностью заряжают по п. 2.5.2. Корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2, протирают досуха вентильные пробки.
Батарею отключают от внешней цепи и оставляют на хранение в течение 28 сут. Во время хранения температуру электролита необходимо поддерживать (20±5)°С.
2.7.4. По истечении 28 сут, не проводя заряда, определяют емкость батареи C1 по п. 2.5.
2.7.5. Снижение емкости (саморазряд) (S) в процентах вычисляют по формуле
2.8. Испытание батарей коротким режимом разряда
2.8.1. Испытанию подвергают аккумуляторные батареи класса А, емкость которых составляет 100 % от номинальной, и батареи класса В, выдержавшие испытания по п. 1.2.
2.8.2. Батареи до испытания должны соответствовать требованиям п. 2.3.
2.8.3. Через 1-24 ч после окончания заряда батарею подвергают разряду током I к , заданным в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601 . При этом отклонение среднего тока разряда от значения I к должно быть не более ±1 %, а точность поддержания тока во время разряда — не более ±5 % от значения I к .
2.8.4. Разряд батарей должны проводить при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С, при этом температура электролита должна быть от 22 до 34°С.
2.8.5. Напряжение каждой батареи во время разряда измеряют и записывают автоматически или вручную.
2.8.6. Продолжительность разряда (Тк) в часах определяют по формуле:
где t — средняя температура аккумулятора, измеренная до разряда, °С.
2.8.7. Затем батарею разряжают в течение Т к до конечного напряжения разряда 1,50 В на аккумулятор. Если напряжение на аккумуляторе достигает 1,50 В раньше Тк, то батарею следует отключить и считать ее не выдержавшей испытание.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.89 № 1153 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1796-88 «Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Классификация, технические требования и методы испытаний» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.90
3. Срок первой проверки — 1993 г.
Периодичность проверки — 5 лет
4. В стандарт введен СТ МЭК 254-1-83
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Активное выравнивание заряда аккумуляторов
Сгладить различия параметров аккумуляторов можно используя специальное устройство, называемое балансир заряда АКБ или нивелир разбаланса.
Нивелир разбаланса SBB2-12-A уравнивает состояние заряда двух последовательно соединенных 12В аккумуляторов или нескольких таких параллельных цепочек. Принцип работы основан на активном перераспределении заряда элементов батареи, при котором на соседних аккумуляторах устанавливаются практически одинаковые напряжения. Нивелир SBB2-12-A обеспечивает перераспределение заряда между аккумуляторами даже при отсутствии тока зарядного устройства.
ВАЖНО! Применение балансиров заряда снижает риск возникновения разрушающих процессов, однако не может исправить уже серьезно поврежденный АКБ.
Физически устройство выравнивания заряда аккумуляторов представляет собой компактный электронный модуль, подключаемый к каждой паре последовательно соединенных элементов:
- для батареи номиналом 24В требуется один балансир заряда на цепочку (схема1).
- для батареи номиналом 48В требуется три балансира заряда на цепочку (схема 2).
Электропитание SBB осуществляется от самой батареи или от источника заряда. Собственное энергопотребление SBB мало и соизмеримо с потерями на саморазряд.
Эффективность нивелира SBB2-12-A принципиально выше, чем у других балансиров заряда, работа которых основана либо на шунтировании избыточной зарядной мощности (т.н. пассивные балансиры, создают прямые потери энергии), либо на селективном подзаряде элементов (выравнивание идет только во время заряда). Максимальный ток выравнивания SBB2-12-A – 5А, что превосходит возможности всех представленных на рынке альтернативных устройств.
Основные способы
Как только отказывается работать аккумулятор, мы ставим его на зарядку. Но что видим: цикл зарядки прошел, а батарея все такая же дохлая. Появляется новая проблема — АКБ просто не держит заряд. Тут нужно выяснить причины, почему так происходит.
Чаще всего это случается с батареями, которые были посажены в 0. Здесь уже появляется новая задача — проверить насколько сильно разряжен аккумулятор. Для начала проверьте плотность электролита с помощью специального устройства: кислотомера.
Делаем это следующим образом:
- Кислотомер устанавливаем в любую банку аккумулятора.
- Шкала на ареометре будет показывать плотность электролита.
- Сравниваем полученные значения с табличными параметрами плотности.
Если вы живете в регионе с суровым климатом, то значение будет равно приблизительно 1,25 кг/литр. Тут учитывайте, что разница плотности между двумя банками не должна быть больше 0,01.
Как добиться нужной плотности в аккумуляторе
При самостоятельном изготовлении раствора, необходимо не только знать, из чего состоит электролит. Главное требование — обеспечение нужной плотности жидкости, чтобы заряд хорошо сохранялся в такой среде. Для контроля и проверки этого показателя применяется простой и доступный прибор — ареометр. Он работает по принципу закона Архимеда и показывает плотность жидкости. При недостаточном ее уровне, раствор разбавляется кислотой, а если необходимо понизить плотность — добавляется дистиллированная вода.
Электролитный раствор обеспечивает работу аккумуляторной батареи, а также определяет ее производительность. При правильном подходе, эта жидкость в обязательном порядке периодически тестируется, доливается, либо заменяется полностью. На работу АКБ в большей мере влияет и температура окружающего воздуха, поэтому в особо суровые морозы стоит заносить аккумулятор в тепло. Какой электролит заливать в аккумулятор зимой, а также другие нюансы приготовления и применения этого проводника рассмотрены в нашей информации.