Внутренний диаметр подшипников таблица
Детали машин
Общие сведения
Подшипники качения (рис. 1) представляют собой готовый узел, основными элементами которого являются тела качения – шарики 2 или ролики, установленные между кольцами 1 и 3 и удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга сепаратором 4.
Сепаратор служит для направления и удержания тел качения в определенном положении (для обеспечения соосности колец) и для разделения тел качения от их взаимного контакта с целью уменьшения изнашивания и уменьшения потерь на трение.
Внешнее и внутреннее кольца подшипника (или, как их еще называют – обоймы) имеют на рабочей поверхности желобки – дорожки качения, по которым и перекатываются тела качения. Форма колец подшипников качения (наружных и внутренних) определяет угол контакта тел качения с дорожкой качения и, соответственно, влияет на величину осевой или радиальной грузоподъёмности подшипника.
Распределение радиальной нагрузки между телами качения, находящимися в нагруженной зоне (ограниченной дугой не более 180˚), неравномерно (рис. 2) вследствие контактных деформаций колец и различных тел качения. На размер зоны нагружения и неравномерность распределения нагрузки оказывают влияние величина радиального зазора в подшипнике и жесткость корпуса.
В отдельных случаях для уменьшения радиальных размеров подшипник применяют без колец (рис. 3) и тела качения катятся по дорожкам качения, образованным непосредственно на цапфе и в корпусе (в блоке зубчатых колес). Твердость, точность и шероховатость поверхности дорожек качения в этом случае должны быть такими же, как у подшипниковых колец (обойм). Такие игольчатые подшипники могут применяться без сепаратора (а) или с сепаратором (б).
Подшипники качения стандартизированы и широко распространены во всех отраслях машиностроения. Их изготовляют в больших количествах на специализированных подшипниковых заводах, которые организованы во многих городах России и других стран.
Достоинства и недостатки подшипников качения
По сравнению с подшипниками скольжения подшипники качения обладают рядом положительных свойств и преимуществ:
- Сравнительно малая стоимость благодаря возможности стандартизации и массового производства.
- Небольшие потери на трение и незначительный нагрев при работе, при этом потери на трение в момент пуска и в рабочем режиме практически не отличаются.
- Полная взаимозаменяемость, что облегчает монтаж и ремонт машин и механизмов.
- Небольшой расход дефицитных цветных материалов по сравнению с подшипниками скольжения, в конструкции которых обычно применяются медесодержащие сплавы и цветные металлы.
- Незначительный расход смазочного материала во время эксплуатации.
- Малые осевые размеры, простота монтажа и эксплуатации.
Не лишены подшипники качения и недостатков:
- Относительно большие радиальные размеры.
- Высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам.
- Большое сопротивление вращению, шум и низкая долговечность при высоких частотах вращения.
- Повышенный шум из-за циклического перекатывания тел вращения через нагруженную зону подшипника (рис. 2).
- Более сложная конструкция по сравнению с подшипниками скольжения.
Область применения подшипников качения
Подшипники качения являются основным видом опор в машинах (автомобилях, сельскохозяйственной, дорожной и военной технике, самолетах, станках и т. п.). Так, в одном автомобиле может применяться более 120 типоразмеров подшипников качения, в самолете их количество может превышать 1000 шт. При этом надежность и долговечность подшипников во многом определяют ресурс машины или механизма.
Классификация подшипников качения
Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
По форме тел качения (рис. 4) – шариковые и роликовые, причем последние могут быть с цилиндрическими, коническими, бочкообразными, игольчатыми и витыми роликами. Применяют и тела качения сложной геометрической формы (рис. 4,а).
По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные, радиально-упорные, упорные и упорно-радиальные. Деление подшипников в зависимости от направления воспринимаемой нагрузки носит в ряде случаев условный характер. Например, широко распространенный шариковый радиальный однорядный подшипник успешно применяют для восприятия не только радиальной или комбинированной, но и чисто осевой нагрузки, а упорно-радиальные подшипники обычно используют только для восприятия осевых нагрузок.
По числу рядов тел качения – одно-, двух- и четырехрядные.
По основному конструктивному признаку – самоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливающиеся при угловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавливающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца (обоймы), сдвоенные и др.
Кроме основных подшипников каждого типа изготавливают их конструктивные разновидности (модификации).
Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений
Структура номера подшипника, подлежащего расшифровке, состоит из трех частей — основного условного обозначения, дополнительных знаков слева и дополнительных знаков справа. Рассмотрим на примере и далее подробнее рассмотрим каждую группу.
Пример расшифровки — подшипник 6-180306УС17Ш
Это один из самых распространенных типов, основное условное обозначение его будет 180306, знаки слева (6) — класс точности, знаки справа (УС17Ш) обозначают — специальные требования по шероховатости поверхностей (У), заложенная в изделие смазка (литол-24 кодирует индекс С17), малошумные (Ш).
В некоторых случаях те или иные обозначения опускаются (например, в подшипнике нулевого класса точности без каких-либо особенностей, которые должны кодироваться слева от номера, ноль не пишется).
Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
Тип подшипника кодирует четвертая от конца цифра, серию ширин — третья, внутренний диаметр — две последние.
Напоминаем, для того, чтобы определить внутренний диаметр нужно в общем случае (при диаметре от 20 до 500 мм) умножить две последние цифры на 5 — это и будет искомый показатель в миллиметрах. Для подшипников от 10 до 20 миллиметров действует следующая система:
С миниатюрными ( 500 мм) подшипниками массовый потребитель практически не имеет дела, поэтому дабы не загромождать данный материал, то, как расшифровать их размер, мы опустим.
Если внутренний диаметр представляет собой не целое число, а дробное (характерно, к примеру, для роликовых конических подшипников), его округляют до целого.
Далее остановимся на том, как расшифровать по номеру ширину подшипника и отношение наружного и внутренних диаметров хотя бы ориентировочно (это очень сильно влияет на массу подшипника).
Расшифровка серии ширин и диаметров
Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера
Дополнительные условные обозначения, проставляемые слева и справа от номера подшипника (основного условного обозначения, указывающего на тип и размеры изделия) представлены в этом материале.
При подготовке материала по расшифровке подшипников отечественных использовались таблицы из монографии к.х.н. М. Б. Каца, одного из ведущих специалистов отрасли. Для полного и подробного ознакомления с вопросом правильной расшифровки подшипников качения и скольжения российского производства вы можете скачать ее по этой ссылке.
Если вы не нашли какое-то обозначение, которое необходимо расшифровать — воспользуйтесь поиском по сайту в правом верхнем углу. Многие типы подшипников имеют особую маркировку, не подчиняясь ГОСТ, о том, как расшифровать их номера можно прочитать в описании групп тех или иных изделий.
Параметры подшипников
Помимо конструкции подшипники различаются по:
- посадочным размерам. Для подшипников качения и скольжения это внутренний, внешний диаметр и ширина;
- предельным нагрузкам. Показатель отдельно рассчитывается для движения и статического положения детали. Превышение допустимой нагрузки увеличивает износ или сразу же приводит к поломке подшипника;
Измеряем размеры подшипников с помощью линейки или штангенциркуля
Рассматриваемая деталь может иметь следующие вариации согласно каталогу подшипниковых деталей по размерам:
- Радиальное изделие;
- Коническая деталь;
- Упорная вариация изделия.
Тогда ширина определяется в виде разницы расстояний между базовыми торцами внутри и снаружи. Очень важно учитывать параллельность между кольцевыми торцами. Без этого подбор будет сделан неправильно. Изделия могут отличаться по внутренней и внешней ширине колец.
Подшипники MacheLine
Серия MacheLine — продукт французско-японской компании NTN-SNR. Изделия находят применение в авиа и ракетостроении, отлично работают даже при достижении высоких оборотов. Сегодня потребитель может приобрести:
- подшипники категории стандарт общемашиностроительного назначения;
- изделия типа High Speed: угол контакта 17º и 25º, диметр отверстий 10-130 мм, dmn2 млн. об/мин.;
- подшипники с дополнительной системой защиты (для сложно демонтируемого оборудования): угол контакта 17º, 25º, диметр отверстия 10-130 мм, dmn5-2 млн. об/мин.;
- модель гибридного типа Hybrid: угол контакта 15º, 17º, 25 º, диаметр внутреннего кольца 10-130 мм, dmn8 млн. об/мин.;
- усиленная гибридная модель HNC с низкими показателями износа: выпуск по спецзаказу, dmn до 3м млн. об/мин.
Производитель использует сталь повышенной прочности марки XD15N и 52100, которая предварительно прошла процедуру вакуумной дегазации, предотвращающую эффект усталости металла. Точность производства соответствует стандарту ISO 4S, точность вращения — ISO 2S. Температурный максимум использования деталей составляет 120-200ºС.
Для увеличения показателей быстроходности производитель применяет следующие методы:
- предварительное натяжение, исключающее возникновение гироскопического момента;
- сокращение веса и диаметра шариков с применением материала повышенной твердости;
- выставление сепараторов по диаметру внешнего кольца;
- использование исключительно качественных марок стали;
- нанесение пластичных смазок с невысоким коэффициентом вязкости основы.
Сфера применения данного типа подшипников: станки, машины, точные инструменты, оборудование аэрокосмической отрасли.
Производитель презентует и специальную водостойкую смазку SNR Lub GV для изделий, работающих с небольшой нагрузкой на высоких оборотах (100 и более тысяч оборотов в минуту) в температурном диапазоне от -50 до +120ºС.
Конструкция подшипников
Продолжая разговор о подшипниках, нельзя пропустить и его конструкцию. А ведь в самом элементе, обеспечивающим вращение, очень много деталей, из которых он состоит. И к каждой из них стоит отнестись очень серьезно, ведь стоит одной из них выйти из строя и дальнейшая эксплуатация подшипника становится просто невозможной.
Комплектующие детали подшипника:
- Тела качения.
- Втулки.
- Гайки.
- Шайбы.
- Кольца.
- Винты.
- Скобы.
- Шарики.
Конечно же, этот список деталей подшипника можно было бы и дальше перечислять, но все же стоит все это изучить на практике и разобраться в каждом элементе отдельно, чтобы потом было легко его найти.
Популярные производители
В продажу поступают подшипники артикул 204 разных производителей, как российских, так и зарубежных. Лидерами по качеству среди заводов бывшего союза являются: 3 ГПЗ (Саратов), 8 ГПЗ (Харьков), 23 ГПЗ (Вологда).
Самыми дешевыми считаются детали с клеймом СПЗ-4 (Самара). Это отечественный продукт, но собранный из китайских комплектующих.
Выбирая аналог 6204, стоит обратить внимание на продукцию известных мировых брендов. FAG, SKF, KOYO – это гарантия качества, но важно понимать, что на рынке немало подделок. Покупать дорогие подшипники стоит только у проверенных поставщиков.
Остались вопросы по подшипнику 204 или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.